главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
«Охел». Электронная еврейская энциклопедия

«Охел»

КЕЭ, том 6, кол. 245–246
Опубликовано: 1992

«О́ХЕЛ»אֹהֶל», буквально `палатка`, `шатер`), израильский театр, основанный в Тель-Авиве в 1925 г. бывшим актером московской студии «Хабима» М. Халеви (1895–1974). Он хотел создать еврейский пролетарский театр, актеры которого наряду с искусством занимались бы сельскохозяйственным или промышленным трудом. Будучи приверженцем выдающихся русских режиссеров своего времени — К. Станиславского, Е. Вахтангова, В. Мейерхольда, — Халеви предпочитал, однако, энтузиазм любителя мастерству профессионала и даже отказывал профессиональным актерам, желавшим работать в его театре. Но через два года Халеви понял, что высокого уровня игры актер может достичь, лишь посвящая себя целиком сцене.

Сыгранный в 1926 г. первый спектакль (по нескольким произведениям И. Л. Переца) и последующие работы театра были восторженно приняты зрителем и критикой, отмечавшей, что «Охел» — первый подлинно художественный еврейский театр, который возник в Эрец-Исраэль. Одним из ведущих актеров, принесших успех театру, был М. Маргалит. Театр давал представления как в городах, так и в самых маленьких и отдаленных поселениях Эрец-Исраэль (это стало со временем традицией всех израильских театров), что соответствовало заложенному в его название значению: и палатка халуца-первопроходца (см. Халуцим), и библейская переносная скиния.

С первых дней создания «Охел» его руководители столкнулись с острой проблемой выбора репертуара, он должен был сочетать тенденции театра для рабочих и еврейского национального и сионистского театра в Эрец-Исраэль. Стремясь к созданию самобытного еврейского театра на иврите, выражающего историческую связь народа со своей землей, М. Халеви все чаще обращался к библейским сюжетам. В спектаклях, поставленных в этом ключе («Иаков и Рахиль» по Н. А. Крашенинникову, музыка Ш. Розовского, 1928; «Иеремия» по С. Цвейгу, 1929, и другие), актеры копировали произношение, принятое у йеменских евреев при публичном чтении Торы, а их костюмы были одеждой бедуинов, чьим движениям они подражали. Это, по мнению Халеви, придавало постановкам элемент «аутентичности».

В 1930-х гг. на сцене «Охела» было поставлено несколько пьес социального звучания («На дне» М. Горького, 1933; «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, тогда же), подвергшихся критике за их неактуальность в Эрец-Исраэль. В успешном европейском турне в 1934 г. театр показал в основном спектакли на «национальные» и «библейские» сюжеты. В 1935 г. в «Охеле» был поставлен спектакль «Бравый солдат Швейк» (инсценировка М. Брода по роману Я. Гашека), принесший театру наибольший успех, а в 1936 г. — первая в истории «Охела» написанная в оригинале на иврите пьеса «Шабтай Цви» (см. Саббатай Цви) Н. Агмона.

Начавшийся в 1958 г. период упадка театра сопровождался финансовым кризисом. В 1961 г. «Охел» временно вышел из этих трудностей, поставив комедию Э. Кишона «Ха-ктубба» («Брачный контракт»). Кратковременный взлет театра начался в 1964 г. благодаря спектаклям по произведениям Шалом Алейхема («Амха» — «Простые люди»), произведениям Э. Ионеско, Б. Брехта и других. В 1969 г. театр закрылся.

 ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО > Театр. Эстрада. Кино
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Оффенбах Жак Охоло следующая статья по алфавиту