главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Миттельпункт Хиллел. Электронная еврейская энциклопедия

Миттельпункт Хиллел

КЕЭ, том Доп. 3, кол. 323–325
Опубликовано: 2003

МИ́ТТЕЛЬПУНКТ Хиллел (Митлпункт; родился в 1949 г., Тель-Авив), израильский драматург и театральный деятель. Вырос в семье, где склонность к искусству передавалась из поколения в поколение (отец Миттельпункта был художником, дед Иехуда Лейб Миттельпункт писал романы на идиш). После службы в Армии обороны Израиля (1967–70) изучал театр и литературу на иврите в Тель-Авивском университете (1970–74). Параллельно пробовал силы как драматург, постановщик и актер любительского театра.

В 1974 г. состоялся драматургический дебют Миттельпункта на профессиональной сцене: по инициативе О. Котлера Хайфский городской театр поставил пьесу «Ха-тиква ха-ахрона шел рехов Нахмани» («Последняя надежда улицы Нахмани») о людях, переживших Катастрофу. В 1975 г. в том же театре были поставлены пьесы М. «Ха-коф» («Обезьяна», режиссер Амнон Мескин) и «Шрага ха-катан» («Шрага-малый», режиссер О. Котлер). Последняя вызвала негативную реакцию ряда критиков: Миттельпункта, поднявшего острые проблемы, связанные с личной жизнью солдат во время воинской службы, упрекали в очернении Армии Обороны Израиля. В 1978 г. режиссер З. Ревах (родился в 1940 г.) снял на основе пьесы фильм (по сценарию и с участием Миттельпункта), который пользовался успехом у зрителей.

Пьесы Миттельпункта «Ха-гаг» («Крыша», 1976) и «Мей техом» («Грунтовые воды», 1987, см. Театр. Драматургия в новой литературе на иврите), поставленные О. Ниццаном в «Хабиме», ознаменовали новый этап в жизни театра. Продолжая сотрудничать как драматург и режиссер с Хайфским городским театром («Нефашот ха-по‘алот» /«Действующие лица», 1979, постановка автора/, «Буба» /«Куколка», 1982, режиссер О. Ниццан/ и др.) и «Хабимой» («Маколет» /«Бакалейная лавка», 1982, режиссер А. Газит/, «Перуд змани» /«Временное расставание», 1985, постановка автора/), Миттельпункт в начале 1980-х гг. экспериментировал в жанре театра-кабаре.

В соавторстве с И. Соболем он написал два сатирических обозрения, которые были поставлены в клубном театре «Цавта» (Тель-Авив) и пользовались шумным успехом. Спектакль «Стриптиз ахарон — 82» («Последний стриптиз — 82», режиссер Г. Бесер) много лет не сходил со сцены, причем авторы создавали новые злободневные версии текста. Долгая сценическая жизнь была и у рок-опер на тексты Миттельпункта, которые он поставил в том же театре: «Мани» (1986, музыка — Э. Баннай /см. Баннай, семья/) и «Самара» (1992, музыкальный ансамбль «Никмат ха-трактор»). В новом для себя жанре Миттельпункт выразил тревогу общества, вызванную конфликтом с палестинцами. Призрак погибшей палестинки, который преследует героя «Самары» — солдата-резервиста, хотя он не виновен в ее смерти, приобретает символическое значение, перекликаясь с образами «Диббука» С. Ан-ского.

Другая актуальная проблема — неустроенность новых репатриантов из бывшего Советского Союза — затронута в пьесе «Шлоша ба-лайла» («Трое в ночи», 1991), поставленной Миттельпунктом в театре «Бет-Лесин». Там же в постановке автора увидела свет пьеса «Нетушим» («Покинутые», 1986), в которой отражена травма Войны Судного дня, бессмысленность кровопролития. Одиночество, смерть, страх сближают египтянина и израильтянина, оказавшихся вместе в пустыне. В драме «Городиш» (1993, театр «Камери», постановка автора) Миттельпункт с предельной остротой ставит вопрос о причинах неудач в первые дни той войны. Герой пьесы — прославленный генерал, не согласившись с выводами комиссии Ш. Аграната, которая возложила на него ответственность за неготовность к войне, умирает на чужбине.

В 1987–93 гг. Миттельпункт поставил шесть новых пьес в Беер-Шевском городском театре. Одна из них «Ахим ла-нешек» («Братья по оружию», 1992), вышедшая впоследствии отдельной книгой, посвящена теме морального банкротства двух друзей, в молодости служивших в элитном подразделении израильской армии. Пьесы «Бойтре» (1995, по драматической поэме М. Кульбака) и «Ха-сахкан» («Актер», 1998), поставленные автором в «Камери», построены на историческом материале еврейского местечка, но обращены к актуальным для Израиля темам социального неравенства, междоусобиц, отношения религиозных кругов к искусству и т. д. В 1999 г. Миттельпункт поставил в «Хабиме» пьесу «Мадрих ла-метайел бе-Варша» («Путеводитель для гуляющего по Варшаве», 1999), которую написал для Лии Кениг, исполнившей главную роль. Возвращаясь к теме Катастрофы, драматург освещает ее по-новому, не чураясь юмора.

Помимо оригинальных пьес, Миттельпункту принадлежит ряд инсценировок и переработок произведений других авторов, а также переводы пьес А. Миллера, Э. Олби, Ш. О’Кейси и других драматургов. Творчество Миттельпункта отмечено несколькими премиями, в том числе премией имени Леи Гольдберг за достижения в области драматургии (1998).

 ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА > На языке иврит
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту митнагдим Миха следующая статья по алфавиту