главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Менашше. Электронная еврейская энциклопедия

Менашше

КЕЭ, том 5, кол. 243–244
Опубликовано: 1990

МЕНАШШЕ́ (מְנַשֶּׁה; в русской традиции Манассия), царь Иудеи, сын царя Хизкияху. Менашше унаследовал трон в возрасте 12 лет и царствовал 55 лет (698–643 гг. до н. э.; II Ц. 21:1–18). Большую часть его правления Иудея была вассалом Ассирии (см. Месопотамия), находившейся в зените своего могущества. Менашше упоминается вместе с 22 другими царями региона (включая Кипр) в одной из надписей, высеченных по приказу ассирийского царя Асархаддона (681–669 гг. до н. э.), сообщающей, что Асархаддон обязал их доставить камень и лес для строительства дворца в Ниневии. Большинство этих царей, в том числе Менашше, упомянуты также в надписи Ашшурбанипала (669–627 гг. до н. э.), где говорится, что в начале его царствования армии этих царей сопровождали ассирийские войска в походе на Египет.

В II Хр. 33:10–13 приводится предание о том, что Господь, разгневавшись на Менашше и его народ, «привел на них... военачальников царя ассирийского; и заковали они Менашше в кандалы, и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон». В плену Менашше раскаялся, и Бог, услышав мольбу царя, возвратил его на царство. Возможно, что основой рассказа является проявление нелояльности к Ассирии со стороны Менашше: тот факт, что ассирийский царь находился в Вавилоне, позволяет предположить, что он подавлял вавилонское восстание (652–648 гг. до н. э.), дававшее надежду Менашше на освобождение от ассирийского владычества. И действительно, укрепление Иерусалима и назначение царских военачальников во все укрепленные города Иудеи (II Хр. 33:14) могут быть истолкованы как усилия Менашше добиться независимости от Ассирии.

Менашше отменил религиозные реформы Хизкияху и ввел языческие элементы в храмовую службу (II Ц. 21:2–7). Длительное время в науке господствовало мнение, что этот шаг был предпринят Менашше под нажимом Ассирии. Однако нет никаких свидетельств этому, и подобное требование со стороны Ассирии было бы беспрецедентно. Более того, получившие распространение в правление Менашше языческие культы — арамейские, а не ассирийские. Можно, следовательно, заключить, что Менашше стремился к принятию Иудеей господствовавшей в западной части ассирийской империи арамейской культуры.

В Библии Менашше рассматривается как вероотступник, а его царствование трактуется как образец греха идолопоклонства, что, согласно Иеремии, было одной из причин разрушения Храма. Сын Менашше, Амон, шел по стопам отца; но в правление внука Менашше, Иошияху, победила иная тенденция, приведшая к религиозной реформе в духе монотеизма.

 ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА > Эпоха Первого храма. Вавилонское изгнание
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Менашше Менашше бен Исраэль следующая статья по алфавиту