главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Марсель. Электронная еврейская энциклопедия

Марсель

КЕЭ, том 5, кол. 135–136
Опубликовано: 1990
Обновлено: 15.08.2006

МАРСЕ́ЛЬ (в еврейских средневековых источниках Марсилия или Марсилья), город на юге Франции на побережье Средиземного моря. До конца 7 в. до н. э. — поселение выходцев из Финикии (М-с-л-т), затем — греческая колония (Массалия). О проживании евреев в Марселе известно с 574 г., когда в нем нашли убежище беглецы из Клермона, где их принуждали к крещению насильственному. Попытка епископа Марселя насильственно обратить евреев города в христианство была в 591 г. пресечена папой Григорием I. По сообщению Биньямина из Туделы, посетившего Марсель приблизительно в 1165 г., в нем тогда жили свыше 300 евреев, составлявших две общины, одна — в верхней части города, где находились иешивы и жили преподававшие в них ученые, а другая — в нижней части, близ порта. Купцы-евреи вели оживленную торговлю с Левантом, странами Северной Африки, Испанией и Италией. В 1219 г. евреи получили гражданские права.

Граф Прованса, Карл Анжуйский, завладевший Марселем в 1257 г., признал гражданские права евреев, взял их (как и всех евреев Прованса) под личную юрисдикцию с правом обложения налогами по своему усмотрению и отверг притязания инквизиции, хотя в 1262 г. обязал евреев носить отличительный знак. Со второй половины 13 в. евреи получили право владеть недвижимым имуществом, и хотя в 1320 г. инквизиция добилась сосредоточения всех евреев в границах квартала еврейского, за ними сохранилось право владеть участками земли и домами за его пределами. Приток беженцев-евреев, спасавшихся от гонений, вызванных «чёрной смертью», значительно увеличил во второй половине 14 в. численность еврейского населения Марселя, отдельные общины которого к этому времени объединились и управлялись тремя выборными синдиками.

Наряду с внешней и внутренней торговлей евреи занимались обработкой кораллов, портняжным делом, такелажными работами. Им приписывается также основание мыловаренного производства в Марселе. Среди евреев было много врачей.

Вторжение арагонского войска в Марсель в ходе войны с Провансом в 1423 г. нанесло сильный ущерб еврейской общине города. Положение ухудшилось с включением Прованса в 1481 г. в состав Французского королевства. В 1484–85 гг. еврейский квартал был разрушен, несколько евреев убито и многие покинули город. Позднее, в сравнительно спокойное время, в Марсель стали прибывать бежавшие из Испании евреи. В 1501 г., во время изгнания евреев из Прованса, многие из покинувших Марсель переселились в папские территории Авиньона, некоторые предпочли принять христианство.

Из еврейских ученых Марселя 12–16 вв. известны галахист (см. Галаха) Ицхак бен Абба Мари (1120?-1190?), философ, проповедник и врач Я‘аков Анатоли (13 в.), философ и библейский экзегет Ниссим бен Моше (14 в.), раввин и врач Иехуда бен Давид (Бондавин Бонжудас; 1350?–1420?), библейский экзегет Я‘аков бен Давид Провансаль (15 в.), раввин, врач и астроном Я‘аков бен Иммануэль Латтес (середина 15 в. – начало 16 в.). Жившие в Марселе члены семьи Тиббонидов: Шмуэль бен Иехуда (1160–1230), его сын Моше (умер в 1283 г.) и внук Я‘аков бен Махир (1236–1307) сделали город важнейшим центром по переводу ученых трудов с арабского, греческого и латинского языков на иврит.

Разрешение Людовика XIV на беспошлинный ввоз товаров через порт Марселя побудило в 1670 г. двух купцов-евреев из Ливорно поселиться в городе; вслед за ними прибыли и другие. Христианские негоцианты Марселя вели ожесточенную конкурентную борьбу с еврейскими купцами, торговавшими со странами Средиземноморья. В 1682 г. все евреи были изгнаны. Новая община была основана лишь в 1760 г.; в 1768 г. она имела небольшую синагогу, а в 1783 г. — кладбище. В конце 18 в. в Марселе проживало около 200 евреев, в 1865 г. — две с половиной тысячи, а в 1918 г.— около 5500 евреев. В результате постоянного переселения евреев в Париж к 1931 г. их численность в Марселе уменьшилась до двух тысяч человек.

С 1808 г. Марсель — центр региональной консистории юго-восточных департаментов Франции. Раввинами Марселя были в основном выходцы из Эльзаса и Восточной Европы, большей частью сторонники приобщения к культурной и общественной жизни страны. В начале 20 в. община имела синагогу, училище талмуд-тора, дневные школы и ряд благотворительных учреждений.

В июле 1940 г. – начале ноября 1942 г., когда Марсель еще не был оккупирован немцами, здесь (а также в Лионе) нашли убежище многие евреи-беженцы из других областей Франции и сосредоточилось большинство ее еврейских организаций и учреждений. После вступления в Марсель итало-немецких частей (11 ноября 1942 г.) свыше четырех тысяч евреев были депортированы в лагеря смерти.

С освобождением Марселя (28 августа 1944 г.) туда стали стекаться еврейские беженцы со всего Прованса, а также из Эльзаса, Восточной Европы, стран Леванта и Северной Африки (от 5 до 10 тысяч человек); бывший военный лагерь Гран Аренас близ Марселя был превращен в транзитный пункт для евреев, направлявшихся в Эрец-Исраэль. В городе была восстановлена община и отстроена синагога.

Начиная с 1956 г. еврейское население Марселя быстро увеличивалось за счет иммигрантов из Северной Африки. К началу 1980-х гг. община Марселя насчитывала приблизительно 65 тысяч человек (третья по численности община Западной Европы после Парижа и Лондона). В городе три общинных центра, несколько синагог, еврейская начальная школа, ремесленная школа ОРТ и ряд еврейских организаций, в том числе молодежных. В Марселе находится генеральное консульство Израиля.

Согласно переписи 1999 г., еврейское население Марселя составляло около 80 тысяч человек. Еврейская община Марселя по численности — вторая во Франции, третья в Западной Европе. Рост еврейской общины Марселя, крупнейшего города на юге Франции, произошел благодаря переезду туда евреев из стран Северной Африки. С начала 2000-х гг. еврейское население Марселя сокращалось (менее значительными темпами, чем в целом во Франции), что было связано с взрывом антисемитизма после начала «интифады ал-Акса» (см. Палестинская автономия) среди представителей многочисленной арабской общины города. В Марселе в сравнении с другими городами Франции влияние ассимиляции не столь сильно, так как подавляющее большинство еврейских жителей Марселя составляют уроженцы стран Северной Африки или их потомки, в большей степени приверженные еврейской традиции. Так, в конце 1980-х гг. 20,5% взрослых евреев, живших в Марселе, регулярно посещали синагогу (выше показатель только в Ницце — 41%, где выходцы из Северной Африки составляют более значительный процент населения). Только 17,9% евреев Марселя никогда не были в синагоге; 81% евреев Марселя соблюдали Иом-Киппур. Благодаря росту общины ультраортодоксальных евреев в городе относительно высок коэффициент рождаемости у еврейских женщин и невелико число смешанных браков (по сравнению с теми же показателями среди еврейского населения Франции).

Если в 1970–1980-х гг. в Марселе сокращалось число учеников еврейских учебных заведений, то во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. оно резко возросло. В Марселе функционируют еврейские школы Национальной федерации независимых еврейских школ (с изучением иврита и истории сионизма), Альянса, религиозные школы «Оцар Тора»; учебные заведения Хабада. Более 30% евреев в возрасте 3–18 лет получали регулярное образование в одной из еврейских учебных заведений. 60% еврейских детей, обучаясь в общих школах, получали еврейское образование в еврейских учебных заведениях, в первую очередь, для подготовки к бар-мицве. Основные причины, по которым родители отдают детей в еврейские учебные школы — желание оградить детей от проявлений антисемитизма, резко усиливавшегося в Марселе 1990-х – начале 2000-х гг., а также стремление избежать воздействия ассимиляции. С 1981 г. работает еврейское радио Марселя. В городе выходят еврейские периодические издания.

С начала 2000 г. в Марселе участились нападения на евреев и случаи осквернения еврейских объектов. В октябре 2000 г. прошли демонстрации, устроенные как французскими левыми, так и мусульманскими экстремистскими кругами. В Марселе активно работают радикальные мусульманские группировки, в частности партия мусульман Франции, Французский союз мусульманских организаций, Комитет по оказанию помощи палестинцам. Во время демонстраций представители этих организаций, а также группы сторонников арабских террористических организаций Хамас и Хизбалла выкрикивали антисемитские и антиизраильские лозунги. Резко возросло число антиеврейских инцидентов в высших учебных заведениях Марселя.

 ДИАСПОРА > Общины
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту марраны Марсо Марсель следующая статья по алфавиту