главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Маркузе Герберт. Электронная еврейская энциклопедия

Маркузе Герберт

КЕЭ, том 5, кол. 118–119
Опубликовано: 1990
Г. Маркузе.

МАРКУ́ЗЕ Герберт (Marcuse, Herbert; 1898, Берлин, – 1979, Штарнберг, Западная Германия), философ и социолог, в 1960-х годах идейный вождь движения новые левые. Родился в ассимилированной еврейской семье. Участвовал в Первой мировой войне, затем в революции (1918–19). Образование получил на философских факультетах Берлинского и Фрайбургского университетов, где испытал сильное влияние гегельянства и экзистенциализма, а позже — марксизма и фрейдизма. В 1920-х г. и начале 1930-х г. — приват-доцент Фрайбургского университета, ассистент философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера. Участвовал в создании Франкфуртского института социальных исследований и формировании в его рамках влиятельной школы неомарксизма (франкфуртская школа). После прихода в Германии к власти нацистов (1933) эмигрировал в Швейцарию, а затем в США. В 1940–50 гг. работал в Управлении стратегических служб и в Государственном департаменте. С 1950 г. Маркузе полностью посвятил себя научно-преподавательской деятельности как сотрудник Колумбийского и Гарвардского центров русских исследований; с 1954 г. Маркузе — профессор политических наук и философии Брандайза университета, с 1965 г. — профессор философии Калифорнийского университета (Сан-Диего).

Маркузе — один из тех европейских мыслителей, идеи которых стимулируют постоянную критическую переоценку ценностей западного общества. Маркузе прежде всего критик современного высокоиндустриализированного общества с его массовым производством и созданием искусственных потребностей, порабощающих человека. В работе «Разум и революция. Гегель и возникновение теории общества» (1941) на основе идей Г. В. Ф. Гегеля и Т. Адорно он создал собственную концепцию негативной диалектики как средства критики и революционного разрушения действительности. В книге «Эрос и цивилизация» (1955) Маркузе углубил эту критику отрицанием современной культуры, главной функцией которой он считал порабощение индивида посредством подавления его естественных инстинктов, подсознательных влечений и потребностей. В самой известной работе «Одномерный человек» (1964) Маркузе писал о репрессивном характере современного индустриального общества, которое способно удовлетворить материальные потребности человека и использовать его технические навыки, но вместе с тем подавляет его подлинно человеческие потребности и дарования и сводит его к конформистской одномерности, необходимой для сохранения существующего порядка и выгодного правящим элементам производства избытка.

Маркузе считал себя недогматическим сторонником учения К. Маркса, широко пользовался марксистской терминологией, одновременно отрицая или пересматривая ряд важных положений классического марксизма. Он не только направляет свою критику против советского общества в такой же мере, как и против западного («Советский марксизм», 1958), считая их двумя вариантами одного и того же индустриального общества, но и отрицает важнейший тезис ортодоксального марксизма о пролетариате как единственной силе, способной разрушить капитализм. Согласно Маркузе, эту задачу способны выполнить лишь «аутсайдеры», которые, в отличие от пролетариата, не интегрированы в существующую социальную структуру — безработные, деклассированные элементы, разочаровавшаяся в идеалах и ценностях своих отцов молодежь, народы стран «третьего мира» и т. д. Именно эта теория наряду с концепцией допустимости применения насилия против общества, подавляющего с помощью «репрессивной терпимости» любую оппозицию («Критика чистой терпимости», 1965; «Конец утопии», 1967; «Очерк об освобождении», 1969), более всего способствовала превращению его имени в символ движения новых левых, для которых авторитет Маркузе был столь же высок, как авторитет К. Маркса.

Маркузе приветствовал создание Государства Израиль, но сводил его задачу к обеспечению убежища для евреев, дискриминируемых по политическим, национальным и религиозным причинам, и к предотвращению новой Катастрофы. Маркузе выступал против присоединения к еврейскому государству территорий, населенных арабами, считая, что условиями мира между Израилем и арабскими государствами являются признание суверенитета Израиля, отход израильских войск с контролируемых территорий и создание палестинского государства.

 ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ > Духовная жизнь
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Маркс Карл Генрих Маркус Давид Даниэль следующая статья по алфавиту