главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Лурье Исаак. Электронная еврейская энциклопедия

Лурье Исаак

КЕЭ, том Доп. 3, кол. 289–290
Опубликовано: 2003

ЛУРЬЕ́ Исаак Симхович (1874, Новгород, – 1938, Самарканд?), еврейский этнограф, библиотекарь, архивист. Его отец, преуспевающий витебский купец, дал сыну блестящее домашнее образование. В 1902–1905 гг. Лурье учился в университете в Париже, в 1908–11 гг. — на Курсах востоковедения (высшее еврейское учебное заведение) в Петербурге (см. Образование еврейское. Новое и новейшее время). Поскольку Курсы не давали права на проживание в столице, Лурье приписался к ремесленной управе как портной, а позже — как наборщик. Только в 1918 г. Лурье смог поступить вольнослушателем на факультет восточных языков Петроградского университета, а в 1919–21 гг. учился в Географическом институте в Петрограде.

В годы учебы на Курсах востоковедения Лурье заведовал библиотекой Курсов, в 1911 г. представлял ее на Первом всероссийском библиотечном съезде. Затем ему доверили заведование библиотеками Общества для распространения просвещения между евреями в России (1915–17) и Еврейского историко-этнографического общества (ЕИЭО; 1913–21). Он пытался внедрить в еврейские библиотеки российской провинции проект книгообмена между городами; этому проекту посвящен ряд его статей в специальных изданиях.

Лурье был одним из учредителей Еврейского историко-этнографического общества, выполнял обязанности секретаря редакции «Еврейская старина», а по мере создания Обществом архива и музея стал их хранителем. Его подвижническую работу в Обществе высоко ценил С. Дубнов.

В 1913 г. Лурье принял участие в разработке программы опроса для этнографической экспедиции С. Ан-ского. Летом того же года он совершил поездку в Эрец-Исраэль для самостоятельного сбора этнографических и фольклорных материалов. Собранные Лурье бытовые и ритуальные предметы, записи песен эфиопских евреев, а также около ста фонографических валиков с записями песен йеменских, персидских и сирийских (см. Сирия) евреев он передал в музей Общества.

Лурье сделал научное описание хранящихся в Императорской публичной библиотеке рукописей из собрания главы Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина, а также подготовил к печати документы из библиотечных хранилищ: акты о подчинении караимских (см. Караимы) общин Литвы в 16–17 вв. налогообложению (см. Ва‘ад четырех земель) Литовского Ва‘ада (опубликованы в журнале «Хе-‘Авар», Петроград, № 1, 1918), протоколы заседаний еврейского суда в Фостате (Каир, 1156), собрание респонсов вавилонских гаонов (последние два документа не были опубликованы из-за гонений на язык иврит в Советском Союзе).

Лурье участвовал в этнографической экспедиции по изучению туземцев-евреев (см. Бухарские евреи) Туркестана и Бухары. Эта экспедиция формально подчинялась Географическому институту в Петрограде (май–июнь 1921 г.), Наркомпросу РСФСР (август–октябрь 1921 г.), Еврейскому историко-этнографическому обществу и Музею антропологии и этнографии Российской академии наук (ноябрь 1921 г. – апрель 1922 г.), но фактически была организована председателем ЕИЭО Л. Штейнбергом; возглавил ее Лурье, а активными участниками стали бухарские евреи Я. Калантаров, Н. Кулданов, И. Каршгиев. Собранные музейные экспонаты и архивные документы Лурье разместил в библиотеке-читальне, открытой им в 1922 г. в еврейском квартале Самарканда. Научно-просветительскую деятельность Лурье среди бухарских евреев поддержал Совет национальных меньшинств Наркомпроса Узбекской ССР. Туземно-еврейский музей в Самарканде, основанный в 1922–23 гг и зарегистрированный в ноябре 1924 г., стал единственным научно-культурным учреждением бухарских евреев Узбекистана. При музее было основано Еврейское научно-просветительское общество. С октября 1927 г. музей получил государственный статус в сети Наркомпроса Узбекской ССР.

Летом 1926 г., после протеста, заявленного Лурье в связи с вскрытием генизы, произведенным органами ГПУ в одной из синагог Бухары, он был уволен с работы, но вскоре восстановлен, а содержимое генизы было передано в музей. Конференция работников просвещения Средней Азии в 1928 г. ходатайствовала перед Наркомпросом о сохранении Туземно-еврейского музея в качестве филиала Узбекского республиканского музея. По решению конференции Лурье и Я. Калантаров вошли в состав Комитета по изучению туземных евреев, образованного при музее Средней Азии.

В 1931 г. в регионе была развернута кампания преследования востоковедов — немарксистов. Музей Лурье многократно обследовался различными комиссиями, затем он был преобразован в туземно-еврейский отдел городского музея (закрыт в 1938 г.). Обвиненный в «идеологическом несоответствии» и «контрреволюционной агитации», Лурье в январе 1932 г. был уволен с работы, а в мае выселен из квартиры при музее. После этого сведения о нем почти не сохранились. По некоторым сообщениям, Лурье продолжал жить в Самарканде, пробавляясь случайными заработками, в 1938 г. был арестован и погиб.

 ЕВРЕИ РОССИИ (СССР) > Просвещение. Светская культура
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Лурия Шломо бен Иехиэль Лурье Ноах следующая статья по алфавиту