главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Лурия Шломо бен Иехиэль. Электронная еврейская энциклопедия

Лурия Шломо бен Иехиэль

КЕЭ, том 4, кол. 972–973
Опубликовано: 1988

ЛУ́РИЯ Шломо бен Иехиэль (Luria; родился, по-видимому, в 1510 г., Познань?, – умер в конце 1573, Люблин), посек (см. Поским) и комментатор Талмуда. Известен преимущественно как רַשַׁ"ל, Рашал, или מַהֲרְשַׁ"ל, Махаршал — акроним словосочетания морену ха-рав Шломо Лурия. Осиротев в раннем детстве, Лурия воспитывался у деда по матери, эрудированного талмудиста Ицхака Клойбера. Позднее его занятиями руководил раввин города Острог и глава местной иешивы Калонимус бен Я‘аков Хаберкастн, на дочери которого Лурия женился. Уже в молодости Лурия прославился ученостью, и многие раввины, в том числе и из-за рубежа, с той поры стали обращаться к нему за решением вопросов в области Галахи. В 1539 г. Лурия занимал пост раввина в Брест-Литовске (см. Брест), но, по некоторым сведениям, и до этого был раввином в разных общинах Литвы. В 1550 г. он был приглашен в Острог занять должность тестя, переселившегося в Брест-Литовск. Затем переехал в Люблин, где оставался до конца жизни, возглавлял основанную Шаломом Шахной бен Иосефом иешиву. Из-за разногласий с сыном последнего покинул эту иешиву и в 1567 г. основал с особого разрешения властей свою собственную иешиву, в которой вел преподавание по особой методике.

Лурия выделялся уникальной для своего времени независимостью в толковании галахических постановлений и своеобразием методов критического сопоставления комментаторского и галахического материала с талмудическими источниками. Обнаруживая исключительную глубину мысли, он противился изощренной казуистике (см. Пилпул), распространенной в то время в иешивах Польши, особенно в иешиве Шалома Шахны. В своей иешиве Лурия применял пилпул лишь в педагогических целях. Его решения признавались большинством авторитетов, с которыми он переписывался и обменивался респонсами. Однако необычайной твердостью в отстаивании своего мнения, резкими суждениями как о современниках, так и о предшественниках, а также публичным порицанием ученых-ригористов, которые, по его мнению, слишком строго толковали Галаху из корыстных побуждений, Лурия нажил много врагов.

Огромная эрудиция и широта интересов Лурии отразились в составленных им глоссах, комментариях и уточнениях текста к первым тогда печатным изданиям Талмуда, в исследованиях постановлений галахических сводов (от Маймонида до И. Каро), вопросов литургии, проблем иврит языка и каббалы, к которой он склонялся.

Лурия был ярым противником изучения философии и ожесточенно спорил об этом со своим свояком М. Иссерлесом, с которым, впрочем, очень дружил. Не менее настойчиво Лурия выступал против конкретных решений проблем, приводимых И. Каро в его капитальном труде «Бет Иосеф» («Дом Иосефа», 1555), достоинства которого не отрицал, но отвергал метод автора, разрешавшего спорные вопросы по большинству голосов авторитетных кодификаторов и не считавшегося ни с мнением тосафистов (см. Тосафот), ни с толкованием более поздних ученых Германии и Франции. Сокращенную версию «Бет Иосеф» — кодекс Шулхан арух — Лурия вообще не упоминает, хотя едва ли мог не знать ее.

Из трудов Лурии до нас дошли: «Ям шел Шломо» («Соломоново море»), задуманный как свод всего галахического материала Вавилонского Талмуда, но после выхода в свет «Бет Иосеф» Лурия придал ему форму комментариев ко многим трактатам Талмуда (издан в 1616–18 гг.); «Хохмат Шломо» («Соломонова мудрость», 1582 г. или 1587 г.) — глоссы и краткие примечания к тексту Талмуда; «Аммудей Шломо» («Соломоновы столпы», 1600) — комментарии к «Сефер мицвот гадол» («Большая книга заповедей») Моше бен Я‘акова из Куси; «Иери‘от Шломо» («Соломоновы завесы», 1609) — глоссы на комментарии Раши к Пятикнижию и комментарии Э. Мизрахи к этому труду; «Атерет Шломо» («Соломонов венец», 1599) — комментарии к книге «Ша‘арей Дура» («Врата Дюрена», 1539) Ицхака бен Меира из Дюрена (вторая половина 13 в.); «Респонсы» (1574–75), содержащие также ценные сведения о культурной и общинной жизни польского и литовского еврейства 16 в., статусе раввината и его моральном уровне, а также хронологические данные о еврейских ученых 10–14 вв.

Среди многочисленных учеников Лурии особую известность получили М. Яффе и видный посек Иехошуа Фалк (1555–1614).

 ИУДАИЗМ > Раввинистические авторитеты
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Лурия Ицхак бен Шломо Лурье Исаак следующая статья по алфавиту