главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Лион. Электронная еврейская энциклопедия

Лион

КЕЭ, том 4, кол. 850–851
Опубликовано: 1988
Обновлено: 15.08.2006

ЛИО́Н, административный центр департамента Рона, Франция. По некоторым сведениям, в 39 г. н. э. в город (тогда — Лугдунум) был сослан императором Калигулой тетрарх Галилеи Ирод Антипа. По всей видимости, уже во 2 в. в городе было еврейское население, однако о нем мало что известно вплоть до начала 9 в., когда здесь существовала значительная по численности, процветающая и влиятельная еврейская община.

Евреи Лиона владели рабами и пользовались наемным трудом христиан. Производимое евреями вино сбывалось и христианам, которые пользовались также услугами еврейских мясников. Евреи были среди поставщиков двора и получали от придворных дам роскошные платья в качестве подарков для своих жен. Некоторые евреи были заняты на государственной службе, в частности, в качестве сборщиков податей и налогов.

Еврейские религиозные службы посещались христианами, заявлявшими, что они предпочитают еврейских проповедников католическим. Это вызвало недовольство местного епископа Агобарда, надеявшегося на обращение евреев в христианство. Предпринятая около 820 г. попытка крещения насильственного еврейских детей вызвала резкое противодействие со стороны родителей и энергичное вмешательство императора Людовика Благочестивого, который неоднократно пресекал антиеврейские действия Агобарда, а затем его преемника Амуло.

В средние века евреи жили на Еврейской улице (Рю жюивери). В 1250 г. они подверглись изгнанию, и около ста лет в Лионе не было постоянного еврейского населения. Во второй половине 14 в. в городе вновь появилась еврейская община. Так как Лион имел особый статус (с 1312 г. — домен короля), эдикт 1394 г. об изгнании евреев из Франции не затронул еврейскую общину города, однако евреи были изгнаны из Лиона несколько десятилетий спустя, по-видимому, в 1420 г. и в своем большинстве переселились в соседний Треву.

С 16 в. евреи периодически появляются в Лионе — в качестве купцов на ярмарках и, возможно, также в качестве корректоров еврейских печатных изданий. В 1548 г. в Лион прибыла группа евреев, по-видимому, с Пиренейского полуострова. Иосеф Наси открыл в городе банк, который был вскоре закрыт по распоряжению Генриха II. Постепенно в Лионе сложилась община, состоявшая преимущественно из выходцев из Авиньона. В 1775 г. община обратилась с официальной просьбой к городским властям об учреждении еврейского кладбища, однако оставалась весьма малочисленной и не имела синагоги.

В 1808 г. община Лиона была подчинена марсельской консистории. К 1830 г. число евреев в Лионе достигло 300, а в 1840 г. — 700. В 1850 г. община пригласила на жалованье раввина. В 1854 г. в городе насчитывалось 1200 евреев, и в 1857 г. община Лиона образовала собственную консисторию, включавшую также Сент-Этьенн (116 евреев), Шалон-на-Соне (125), Безансон (379) и Монбельяр (202). В 1864 г. в Лионе была открыта первая синагога. В начале 20 в. с прибытием иммигрантов из приморских районов в Лионе образовалась сефардская община (см. Сефарды). Накануне Второй мировой войны в городе насчитывалось 500–600 еврейских семей.

Согласно франко-германскому соглашению о перемирии (июнь 1940 г.), Лион вошел в неоккупированную зону Франции, что превратило его в убежище для еврейских организаций, в частности для учреждений Центральной консистории, филантропических и сионистских учреждений, а также для многочисленных еврейских беженцев. Город был также центром еврейского подполья Франции. В ноябре 1942 г. Лион был оккупирован германскими войсками. В 1942–44 гг. нацисты осуществляли массовые аресты и депортации, особенно в августе 1944 г. Арестованные жители еврейского квартала были посланы на аэродром Брон убирать невзорвавшиеся бомбы после налета союзников; после войны здесь была обнаружена братская могила с останками 109 человек — мужчин и женщин.

После войны многие беженцы остались в Лионе, так что еврейская община города составляла около семи тысяч человек. Экономический рост Лиона привлек сюда многих еврейских эмигрантов из Северной Африки, и в 1969 г. местная община насчитывала 20 тысяч человек. В городе действовали общинный центр, несколько синагог, еврейские учебные заведения, включая ОРТ.

В 1980–1990-х гг. продолжалось увеличение численности еврейского населения Лиона, в первую очередь, благодаря приезду в город большого числа евреев выходцев из государств Северной Африки. Согласно переписи населения во Франции в 1999 г., в Лионе проживали около 30 тысяч евреев. Лионская еврейская община — третья по численности во Франции после парижской и марсельской. В начале 2000-х гг. число евреев в городе стало сокращаться. Резкое усиление антисемитизма во Франции, особенно после начала «интифады ал-Акса» (см. Палестинская автономия) привело к отъезду евреев в Израиль и в Канаду. На сокращение численности еврейского населения Лиона влияют также процессы ассимиляции, приводящие к сокращению коэффициента рождаемости у еврейских женщин, к увеличению числа смешанных браков, дети от которых воспитываются в нееврейских традициях. Несмотря на то, что в Лионе много евреев — выходцев из Северной Африки, которые меньше подвержены ассимиляции, лионское еврейство более подвержено этому процессу, чем евреи в других крупных городах Франции. Так, в конце 1980-х гг. только 8,9% лионских евреев старше 15 лет регулярно посещали синагогу. Среди лионских евреев 24% никогда не посещали синагогу, это самая высокая цифра по Франции. В то же время пост в Иом-Киппур соблюдали 81,8% евреев города.

Если в 1970–1980-х гг. число учеников в еврейских школах Лиона, как и по всей Франции, сокращалось, то с середины 1990-х гг. еврейские родители предпочитали отдавать детей в еврейские средние школы, желая таким путем избежать влияния ассимиляционных процессов и избавить детей от многочисленных проявлений антисемитизма в общих учебных заведениях Лиона. В Лионе с 1985 по 2002 г. число учеников в средних еврейских школах выросло в два раза и составило около 27% еврейских жителей города в возрасте 3–18 лет. В Лионе работают средние школы, принадлежащие к Национальной федерации независимых еврейских школ (с изучением иврита и истории сионизма) и Альянсу; школы умеренно умеренные ортодоксального направления системы «Оцар Тора», ультраортодоксальные учебные заведения. В университете Лиона существует отделение по изучению иудаики.

В 1992 г. в Лионе, в здании, в котором во время Второй мировой войны помещалось гестапо, был открыт Центр по изучению истории Сопротивления и депортации. В Лионе действуют отделения основных организаций французского еврейства, а также представительства Еврейского агентства, ВИЦО, Джойнта, спортивного клуба «Маккаби». С начала 1980-х гг. в Лионе выходят в эфир передачи еврейского радио.

С начала 2000-х гг. резко возросло число нападений на евреев Лиона. Различные еврейские объекты подвергались осквернению. В 2000–2001 гг. в городе проходили многочисленные демонстрации с антиеврейскими и антиизраильскими лозунгами, основными участниками которых были представители мусульманской общины Лиона.

 ДИАСПОРА > Общины
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Линецкий Ицхак Иоэль Липкин Семен следующая статья по алфавиту