главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Лау Исраэль Меир. Электронная еврейская энциклопедия

Лау Исраэль Меир

Copyright © ЭЕЭ
Опубликовано: 21.08.2006
Обновлено: 22.04.2015
И. М. Лау.

ЛА́У Исраэль Меир (Lau, Israel Meir; родился в 1937 г., Пётркув-Трыбунальски, Польша), израильский религиозный деятель. Родился в потомственной раввинской семье. Его отец Моше Хаим Лау был главным раввином Пётркува. После оккупации германской армией Польши в 1939 г. семья попала в гетто. В 1942 г. отец Лау вместе с многими другими евреями города был депортирован в лагерь смерти Треблинка. Лау работал на стеклодувной фабрике, а после работы помогал матери, руководившей созданной в гетто кухней. В ноябре 1943 г. гетто было ликвидировано. Мать Лау была депортирована в концентрационный лагерь Равенсбрюк (см. Концентрационные лагеря). Лау вместе со старшим братом Нафтали был отправлен в рабочий лагерь в Ченстохове. В 1944 г. братьев Лау депортировали в концентрационный лагерь Бухенвальд. Лау приняли за поляка и перевели из еврейской части лагеря в отделение, где находились русские военнопленные, один из которых доставал ему пищу. В апреле 1945 г. Бухенвальд был освобожден; Лау был самым молодым из заключенных концлагеря.

В июле 1945 г. Лау вместе с братом приехал в Эрец-Исраэль в группе молодежной алии. Жил у дяди, главного раввина Кирьят-Моцкина, который его усыновил; до 1950 г. учился в религиозной школе. В учился в различных литовских иешивах (см. Митнагдим): в 1950–56 гг. в иешиве «Кол Тора» в Иерусалиме, в 1954 г. — в «Ха-Кнесет Хизкияху» в Зихрон-Я‘аков, в 1956–59 гг. в Поневежской иешиве в Бней-Браке у Э. Шаха. В 1960 г. Лау получил смиху.

В 1960–65 гг. был раввином в синагоге «Ор ха-Тора», в 1965–79 гг. — в синагоге «Тиф’ерет Цви» (обе — в Тель-Авиве). В 1971–79 гг. был раввином северного Тель-Авива. В 1979–86 гг. был главным раввином Нетании. Много внимания уделял воспитанию еврейской молодежи, в том числе и светской, основал в городе Общественный совет по проблемам молодежи, боролся с ростом преступности среди молодежи, с распространением наркомании. В 1983–88 гг. Лау был членом израильского Верховного раввината. В 1986–93 гг. занимал пост главного раввина Тель-Авив—Яффо и был главой городского раввинского суда.

Лау был членом Общественного совета солидарности с евреями Советского Союза. Помогал узникам Сиона, религиозным евреям Советского Союза, организуя пересылку им литературы и обрядовых предметов, принимал активное участие в духовной абсорбции репатриантов из Советского Союза, приобщении их к основам иудаизма.

В 1993–2003 гг. Лау был верховным ашкеназским раввином Израиля. С 1993 г. занимал также пост председателя Верховного раввинского суда. В качестве главного ашкеназского раввина он неоднократно призывал правительство Израиля и Еврейское агентство приложить усилия для сохранения еврейской духовности в диаспоре, особенно среди молодежи. Лау стремился преодолеть отчуждение между светскими и религиозными евреями, между течениями в ортодоксальном иудаизме, между сторонниками национально-религиозного лагеря (см. Национальная религиозная партия) и ультраортодоксами (см. Ортодоксальный иудаизм). В 2008 г. вышла его книга «Ханахат йесод: меа мусагим бе-яхадут» («Заложение основ: 100 понятий иудаизма»), в которой объясняются основные положения религии еврейского народа.

Значительна его роль в улучшении отношений между иудаизмом и христианством; он неоднократно встречался с папой Иоанном Павлом II, с которым его связывали дружеские отношения, с представителями духовенства различных религий, участвовал в межконфессиональных конференциях. Лау много делал для улучшения отношений различных стран с Израилем, положения еврейских общин в этих странах, встречался с главами государств.

В 1978 г. он опубликовал книгу «Яхадут, халаха ле-ма‘асе» («Практика иудаизма»), которая несколько раз переиздавалась, была переведена на шесть языков, в том числе и на русский. Лау занимался галахическими, моральными и религиозно-этическими проблемами современной медицины, в том числе искусственного оплодотворения, чему посвящена значительная часть его трудов в сборнике респонсов и статей на религиозные темы «Яхел Исраэль» («Упование Израиля», в 2-х томах, 1993); в 2003 г. вышел в свет третий том, основанный на прочитанных им в разных странах лекциях и на галахических постановлениях, принятых при его участии. В 2005 г. Лау опубликовал воспоминания «Ал тишлах ядха эл ха-на‘ар» («Не поднимай руки на отрока»), где подробно рассказал о годах детства в гетто и концлагере.

После кончины Иосефа Лапида в ноябре 2008 г. был утвержден правительством Израиля на должности председателя общественного совета израильского Национального института памяти жертв Катастрофы и героизма Яд ва-Шем.

В 2005 г. Лау была присуждена Государственная премия Израиля за государственную и общественную деятельность. В 2007 г. он рассматривался как один из кандидатов на пост президента Государства Израиль, однако в итоге не выдвинул свою кандидатуру. В 2011 г. был удостоен французского ордена Почетного легиона.

Один из наиболее выдающихся религиозных лидеров современности, Лау возглавляет иешиву «Хай Моше», носящую имя его отца, раввина Моше Хаима Лау (1892–1942), погибшего в лагере смерти Треблинка, и иешиву «Нетивот Ицхак», носящую имя отца его жены, бывшего главного раввина Тель-Авива Ицхака Иедидьи Френкеля (1913–86).

У Исраэля Меира Лау и его супруги Хаи Иты (родилась в 1939 г.) восемь детей, один из которых, Давид Барух Лау (родился в 1966 г.), был избран в июле 2013 г. верховным ашкеназским раввином Израиля, как и его отец за двадцать лет до этого. В предшествующие годы Давид Барух Лау был первым раввином поселка Шохам, а позднее – главным ашкеназским раввином города Модиин. Стремясь расширить круг людей, интересующихся традициями иудаизма, с 2006 г. и до избрания на пост верховного ашкеназского раввина был постоянным участником еженедельной телепередачи «Вопросы к раввину»; он стал первым в Израиле религиозным деятелем, принимавшим вопросы и дававшим респонсы на них через Интернет.

 СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ > Общественно-политическая и религиозная жизнь
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Латрун Лаутерпахт Херш, сэр следующая статья по алфавиту