главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Ландау Иехезкель бен Иехуда. Электронная еврейская энциклопедия

Ландау Иехезкель бен Иехуда

КЕЭ, том 4, кол. 672–673
Опубликовано: 1988

ЛА́НДАУ Иехезкель бен Иехуда (Landau; 1713, Опатув, Польша, – 1793, Прага; он же נוֹדָע בִּיהוּדָה, Нода б-Ихуда — `Известный в Иудее`, по названию своего главного сочинения), видный талмудист (см. Талмуд) и духовный руководитель еврейских общин Богемии. Первым учителем Ландау был его отец, парнас и один из предводителей Ва‘ада четырех земель. Талмудическое образование получил в иешиве города Броды. В 1734–45 гг. был даяном в Бродах, с 1745 г. по 1754 г. — раввином в Ямполе (ныне Хмельницкая область Украины). В 1754 г. был приглашен на один из самых важных постов в руководстве центральноевропейским еврейством — раввина Праги и всей Богемии (см. Чехословакия). Представляя евреев Богемии перед австрийскими властями, Ландау развернул также активную общественную и раввинистическую деятельность. В Праге он возглавлял одну из крупнейших иешив того времени, привлекавшую сотни учащихся из разных стран.

Главный труд Ландау «Нода б-Ихуда» (ч. 1 — 1776; ч. 2 — 1811), содержа­щий около 860 респонсов, неоднократно переиздавался с глоссами и комментариями видных ученых позднейших поколений, как и его другие сочинения в области Галахи: комментарии к различным трактатам Талмуда «Цийюн ле-нефеш хая» («Памятник живой душе», аббревиатура Цлах; ч. 1 — 783–99; ч. 2 — 1871–79; ч. З — 1959); «Дагул ме-ревава» («Отличен от многих», 1794) — глоссы к кодексу Шулхан арух; глоссы к Талмуду «Мар’э Иехезкель» («Облик Иехезкеля», 1830–35). Сборник проповедей и надгробных речей Ландау «Ахават Цион» («Любовь к Сиону») вышел в свет в 1827 г.

Воззванием «Иггерет шалом» («Послание мира», 1752) Ландау пытался положить конец полемике между Я. Эмденом и И. Эйбеншюцем, заподозренным в склонности к саббатианству (см. Саббатай Цви). Наложив херем на последователей лжемессии, Ландау вместе с тем заступился за самого Эйбеншюца, хотя считал, что нельзя полностью игнорировать выдвинутые против него обвинения, и в 1760 г. просил эрцгерцогиню Марию Терезию не разрешать последнему поселиться в Праге. Ведя борьбу со сторонниками саббатианства и приверженцами Я. Франка, Ландау усматривал угрозу традиционному иудаизму и в эзотерические учениях каббалы и хасидизма. Первоначально благосклонное отношение Ландау к Хаскале изменилось под влиянием нападок некоторых ее деятелей на раввинов. Ландау запретил пользоваться Библией на немецком языке в переводе М. Мендельсона, «дабы не стала наша Тора прислужницей и распространительницей среди населения чужой речи», и поддерживал раввинов, выступивших против сочинений Н. Г. Вессели. Несмотря на это, Ландау не возражал против занятий историей, грамматикой, естественными науками и т. п.

Во время реформ императора Иосифа II Ландау призывал евреев к укреплению корректных отношений с нееврейской средой и к лояльности по отношению к государству.

Многие галахические решения Ландау отличаются смелостью и терпимостью, свидетельствующими о сознании им своей ответственности перед общиной и умении находить компромисс между постановлениями Галахи и требованиями времени.

 ИУДАИЗМ > Раввинистические авторитеты
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Ландау Адольф Ландау Лев следующая статья по алфавиту