главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
кооперативное движение. Электронная еврейская энциклопедия

кооперативное движение

КЕЭ, том 4, кол. 483–490
Опубликовано: 1988
Обновлено: 13.08.2016

КООПЕРАТИ́ВНОЕ ДВИЖЕ́НИЕ. Возникновение еврейских кооперативов относится к концу 19 – началу 20 в. и является частью кооперативного движения, распространившегося в это время во всем мире.

Одним из выдающихся теоретиков и деятелей мирового кооперативного движения был Луиджи Луццатти. Быстрые успехи кооперативного движения в еврейской среде объясняются многовековой еврейской традицией взаимопомощи. Вместе с тем еврейское кооперативное движение обладало рядом специфических черт, в первую очередь – социалистической и национальной окраской. Особое положение, в котором находился еврейский ремесленник (см. ремесла), зачастую действовавший во враждебном ему обществе и перед лицом враждебной администрации, а также воспитанный в традиции взаимопомощи, с самого начала ориентировало еврейское кооперативное движение на создание кредитных и производственных товариществ. Основным центром еврейского кооперативного движения до Первой мировой войны была Россия; другими центрами были Галиция, Австрия и Буковина.

В России развитие еврейского кооперативного движения было сравнительно быстрым. Экономический кризис 1898–1908 гг. послужил толчком к созданию артелей. Большинство попыток организации артелей относится к 1900–02 гг., когда массовая безработица, в особенности на юге России, повлекла за собой резкое ухудшение положения еврейских трудящихся. В некоторых случаях на помощь кооперативным начинаниям приходила благотворительность. Так, например, в Бессарабии из средств, которые были собраны в пользу евреев, пострадавших от неурожаев, были составлены основные капиталы для товариществ шорников, сапожников, бондарей и шапочников.

Особенно быстро развивались кредитные товарищества. В 1900 г. число еврейских кредитных товариществ в России не превышало 20; к 1914 г. их было 678 (400 тыс. членов, что вместе с членами семей составляло около 1,5 млн человек, то есть треть всего еврейского населения Российской империи). 36% членов кредитных кооперативов были мелкими торговцами и лавочниками, 32,2% – ремесленниками, 7,8% – посредниками и агентами, 7,4% – сельскими хозяевами, 3,1% – рабочими и 13,1% – лицами других профессий. В дополнение к кредитной деятельности эти товарищества зачастую обеспечивали приобретение средств ремесленного производства на условиях долгосрочного кредита, складирование продукции, а также осуществляли страхование жизни. Из этого развились страховые товарищества, число членов которых к 1912 г. возросло до 95 тыс.

Первая мировая война и последовавшая за ней гражданская война разрушили еврейское кооперативное движение. Однако с введением в 1922 г. нэпа оно возродилось. В 1929 г. Еврейское колонизационное общество поддерживало 208 кооперативов с 67,5 тыс. членов. По требованию советского правительства членами товариществ могли быть только лица, не пользующиеся наемным трудом и даже трудом подмастерьев. В 1929 г. кустари составляли 93,5% членов 400 еврейских кооперативов (около половины их числа в России). Высокие налоги с ремесленников вызвали их объединение в кооперативы кустарей, которые, как и другие артели, пользовались налоговыми льготами. Возможность не работать в субботу и в праздничные (см. праздники) дни в рамках особых еврейских кооперативов также стимулировала их развитие в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Ликвидация нэпа и усиление экономической централизации советского хозяйства привели к упадку кустарной промышленности и одновременно – к закрытию еврейских кооперативов.

В независимой Польше усилия возродить разрушенное Первой мировой войной еврейское кооперативное движение увенчались успехом: к 1925 г. число еврейских кооперативов составило 445, а к 1929 г. – 774. Это были по преимуществу сберегательные и кредитные товарищества. Попытки создания потребительских и производственных кооперативов по большей части оказались неудачными. Быстрый рост кооперативного движения был прерван экономическим кризисом и дискриминационными мерами против еврейских ремесленников и торговцев в 1930-х гг. В 1938 г. в Польше существовало 775 кооперативов (734 ссудных и кредитных товарищества, 27 производственных и 9 сельскохозяйственных артелей, 2 потребительского кооператива и 3 товарищества смешанного характера) с общим числом членов около 145 тыс., что с членами их семей составляло около 600 тыс. человек, то есть пятую часть польского еврейства.

Сразу же после поражения нацизма еврейский комитет в Люблине взял на себя задачу обеспечить работой евреев, выживших в Катастрофе. Когда был создан Центральный комитет польского еврейства в Варшаве, эта задача перешла в его ведение. Согласно данным на август 1946 г., было создано 27 кооперативов (753 члена), получавших помощь от Джойнта и ОРТа в виде средств производства и организации профессиональной подготовки. Координационный центр, известный под названием «Солидарность», обеспечивал эти кооперативы сырьем и осуществлял сбыт готовой продукции. К концу 1947 г. в Польше насчитывалось 200 кооперативов с 6 тыс. членов. К 1949 г. число членов еврейских кооперативов достигло 15 тыс. В последующий период, однако, еврейское кооперативное движение было практически ликвидировано под предлогом «объединения» с общепольским.

С изменением политических условий во второй половине 1950-х гг. и эмиграции около 40 тыс. евреев из СССР в Польшу, деятельность Джойнта и ОРТа временно возобновилась и некоторые из еврейских кооперативов, особенно в Силезии и Лодзи, возродились. Эти кооперативы поддерживали связь с общепольским кооперативным движением. Около 20% доходов еврейских товариществ отчислялось на культурные и социальные цели. В 1967–68 гг., с возобновлением антисемитской кампании (см. антисемитизм) и массовой еврейской эмиграции, еврейские кооперативы были вновь «объединены» с общепольским кооперативным движением.

В Румынии в период между двумя мировыми войнами существовало развитое кооперативное движение. В 1931 г. здесь было 88 еврейских кооперативов с 67 тыс. членов, из них 30 тыс. – в Бессарабии, где кооперативное движение было высоко развито еще до Первой мировой войны. Экономический кризис 1930-х гг. и взрыв антисемитских настроений привели к упадку еврейского кооперативного движения, так что к 1937 г. число евреев – членов кооперативов сократилось до 52 тыс.

В Чехословакии после Первой мировой войны возникло несколько еврейских кооперативов, число членов которых в 1924 г. составило 7 тыс., а в 1937 г. – 17,7 тыс.

В Болгарии первый еврейский кооператив («Геулла») возник в 1921 г. К 1941 г. в стране насчитывалось 23 еврейских кооператива, из которых 20 были кредитными обществами.

В Прибалтийских странах, особенно в Литве, еврейское кооперативное движение достигло высокого развития. В 1937 г. здесь было 95 еврейских кооперативных банков с 15,5 тыс. членов. Кредиты под низкий процент выдавались в первую очередь еврейским ремесленникам и сельским хозяевам. Был учрежден головной банк кооперативной банковской сети, целью кредитной политики которого было повышение продуктивности еврейского труда. Был также основан специальный сельскохозяйственный информационный центр.

В Центральной и Западной Европе к концу 1920-х гг. также начало развиваться еврейское кооперативное движение. В 1928 г. в Германии существовали еврейский кооперативный народный банк «Иврия», обслуживающий преимущественно эмигрантов из Польши и России, и еврейское кооперативное товарищество торговли и коммерции, основанное еврейскими ремесленниками в Берлине. Еврейские кооперативы были созданы в Париже (для помощи еврейским эмигрантам из Восточной Европы) и в Лондоне.

В Аргентине еврейское кооперативное движение приняло самые разные формы. Начиная с 1907 г. в еврейских сельскохозяйственных поселениях развивались сельскохозяйственные товарищества, специализировавшиеся на сбыте сельскохозяйственной продукции (в основном зерна) и на обеспечении фермеров необходимыми товарами. Кредитование было лишь незначительной частью деятельности этих товариществ. Сельскохозяйственные кооперативы существуют в стране до сих пор, однако их число постоянно сокращается в результате отхода евреев от сельского хозяйства. Кооперативные оптовые базы для мелочной торговли, где разносчик мог получить товар в кредит на льготных условиях, были открыты в разных городах Аргентины. Другой вид кооперативов – общества ремесленников – объединяет ремесленников одной и той же специализации и служит для оптового приобретения сырья непосредственно у производителя. На начало 1960-х гг. в Аргентине насчитывалось более 100 еврейских кооперативов.

В США евреи проявили особую активность в кооперативном движении. В начале 20 в. деятельность Нью-Йоркской кооперативной лиги, большинство членов которой были евреями, стимулировала развитие кооперативного движения на всей территории США. Лига развернула широкую разъяснительную деятельность, оказавшую большое влияние на возникновение различных кооперативных объединений.

Кооперативное движение в Эрец-Исраэль. В отличие от Европы, где кооперативное движение возникло под влиянием промышленной революции и ставило своей непосредственной целью улучшение условий труда и жизни ремесленников и мелких торговцев, а в более далекой перспективе – превращение капиталистического общества в кооперативное, в Эрец-Исраэль кооперативное движение, возникшее в начале 20 в., носило не только прагматический характер, но имело особые идеологические основания. Теодор Герцль видел решение еврейской проблемы в организованном переселении основной массы еврейского народа в Эрец-Исраэль, где он обретет самостоятельное политическое существование. Независимое еврейское государство должно быть основано на общественной гармонии. Устройство такого гармонического еврейского общества Герцль представлял себе в виде кооперативной системы хозяйства, в которой существует баланс между свободной инициативой индивида и общественными интересами. Кооперативное движение рассматривалось Герцлем как нечто среднее между капитализмом и ограничивающим экономическую инициативу личности социализмом. Синтез сионизма с социализмом нашел выражение в концепциях Нахмана Сыркина, Берла Кацнельсона, Бера Борохова и др. Наиболее ярким практическим выражением этой идеологии стал киббуц. Сочетание идеологических и экономических факторов привело к широкому развитию различных видов кооперативного движения в Эрец-Исраэль.

Уже в середине 19 в. в Эрец-Исраэль возникло несколько строительных кооперативов, некоторые из них основывались на кооперативных принципах: месячные взносы членов шли на приобретение земель и строительство домов, квартиры в которых распределялись между участниками товарищества.

Современное кооперативное движение в Эрец-Исраэль восходит к началу 20 в., когда возникли созданные пионерами второй алии кооперативные группы, члены которых вели борьбу с работодателями – сельскими хозяевами за улучшение условий труда. Параллельно с этим начала развиваться кредитная и ремесленная кооперация среди частных ремесленников и торговцев.

Рабочее кооперативное движение в 1904–20 гг. Большинство молодежи, репатриировавшейся в Эрец-Исраэль из России после 1906 г., примкнуло к движениям Ха-По‘эл ха-ца‘ир и По‘алей Цион, руководившим организацией и финансированием кооперативных предприятий (столовых, прачечных, клубов и т. п.) на самодеятельных началах. Однако большинство этих предприятий вскоре было закрыто из-за отсутствия средств и невыплаты паев членами движения, многие из которых были безработными. В 1910 г. группа пионеров второй алии организовала централизованное товарищество взаимной помощи, целью которого было улучшение материального положения его членов; однако и это начинание не увенчалось успехом. Попытки создания кооперативных объединений в рамках рабочего движения не прекратились. Члены Ха-По‘эл ха-ца‘ир начали организовывать подрядные бюро, через которые сельские хозяева из мошавов нанимали рабочих. Иногда эти конторы руководили обработкой участков земли, арендуемых у Палестинского бюро Сионистской организации. В 1915 г. 100 рабочих создали самую большую кооперативную организацию «Ахва», действовавшую как в сфере земледелия, так и в сфере строительства. За два года существования «Ахва» осуществила мелиорацию Кишона и бурение первых колодцев в северном Негеве.

В 1915 г. в Петах-Тикве 30 рабочих организовали потребительский кооператив. В дополнение к взносам членов (10 франков) Палестинское бюро ссудило кооперативу 3 тыс. франков. Кооператив охватывал 150 рабочих в районе Шарона, и одним из первых его мероприятий было основание пекарни.

В соответствии с решениями, принятыми на собрании рабочих в 1916 г., в Дгании-Алеф было создано национальное потребительское товарищество «Ха-Машбир», в которое его основатели вложили 1,5 тыс. франков и которое получило ссуду от Палестинского бюро в размере 30 тыс. франков.

Гражданское кооперативное движение в 1900–20 гг. Первые гражданские кооперативы были созданы при содействии Англо-Палестинской компании и служащих Еврейского колонизационного общества. Среди первых кооперативов были ферма в Атлите (1900–04) и товарищество страхования крупного рогатого скота в Зихрон-Я‘акове (1905–06; 1908–41); поныне действуют централизованное объединение обработки цитрусовых плантаций «Пардес» (1900) и кооперативное товарищество виноградарей «Агуддат ха-кормим Ришон-ле-Цион – Зихрон-Я‘аков» (1906). До Первой мировой войны были основаны товарищества взаимного кредита в Зихрон-Я‘акове, Реховоте и Петах-Тикве, товарищества по сбыту молока и миндаля, товарищества по развитию оросительной системы, удобрению почв, а также два магазина потребительской кооперации. Все эти кооперативы действовали под эгидой Англо-Палестинской компании и фактически были ее агентствами, через которые распределялись ссуды. Число таких кооперативов к 1914 г. достигло 50 (из них 45 – товарищества взаимного кредита, насчитывавшие около 1800 членов), общая сумма кредитов которых в Англо-Палестинской компании составила 500 тыс. золотых франков (125 тыс. долларов).

Кооперативное движение в Эрец-Исраэль помогло осуществить две основные задачи – быстрое развитие и модернизацию экономики и экономическую абсорбцию репатриантов. Кооперативы, включая киббуцы, были в авангарде технологического процесса и внедрения прогрессивных методов ведения сельского хозяйства, а также широкомасштабной профессиональной подготовки и переподготовки своих членов. Кооперативы, в первую очередь сельскохозяйственные, помогли решению острейшей проблемы абсорбции всё возрастающего потока репатриантов.

Финансирование кооперативного движения в Эрец-Исраэль после Первой мировой войны. С появлением первых кооперативов в стране были созданы центральные органы для финансирования их деятельности: Банк ха-по‘алим (1921), Банк меркази ле-мосадот шиттуфиим (1922; ныне интегрирован в составе Банка Игуд), объединение кооперированных крестьян «Осем» (1925), Мерказ, контролирующий деятельность сети гражданских кредитных товариществ (1922).

В 1924 г. при Хистадруте была создана кооперативная строительная компания «Солел боне», быстро превратившаяся в крупнейшего строительного подрядчика в стране, действующего в сфере как жилищного, так и промышленного строительства. После образования государства «Солел боне» взяла на себя осуществление многочисленных проектов национального масштаба.

Исполнительный комитет Сионистской организации и (с 1929 г.) Еврейское агентство вложили в кооперативное движение в Эрец-Исраэль сотни тысяч фунтов стерлингов, а также стали главными пайщиками ряда кооперативных обществ, в том числе «Ха-Машбир» и «Солел боне». Сотни миллионов фунтов вложило в развитие кооперативного движения в стране также Палестинское еврейское колонизационное общество, оказывавшее финансовую поддержку винодельческим объединениям в Ришон-ле-Ционе и Зихрон-Я‘акове, двум товариществам по обработке и сбыту табака, обществу молочного производства, сельскохозяйственным обществам общего профиля и сельским кредитным товариществам.

В 1927 г. отдел сбыта сельскохозяйственной продукции «Ха-Машбир» был выделен в самостоятельную компанию «Тнува», превратившуюся в крупнейшего поставщика сельскохозяйственной продукции (ныне – около 70% всей продукции). При «Тнуве» действуют многочисленные предприятия первичной переработки сельскохозяйственной продукции и по производству упаковочных материалов.

В 1930 г. потребительский кооператив «Ха-Машбир» был реорганизован в «Ха-Машбир ха-меркази», действующий при Хистадруте; кооперативу принадлежала сеть универсальных магазинов по всей стране, а также ряд промышленных предприятий (главным образом текстильных и пищевых), позднее выделенных в дочернюю компанию «Ха-Машбир ха-меркази ле-та‘асия».

В 1933 г. небольшие транспортные кооперативы (от 50 до 100 водителей автобусов) объединились в автобусный кооператив «Эгед», ставший крупнейшей компанией общественного транспорта в стране и внесший огромный вклад в развитие общественного транспорта.

После создания Государства Израиль правительство как непосредственно, так и косвенным путем начало поддерживать кооперативное движение в стране, предоставляя кредиты производственным и сельскохозяйственным кооперативным мошавам и киббуцам.

Виды кооперативов. По данным на конец 2015 г., общая численность кооперативов и агуддот шиттуфийот (кооперативных ассоциаций) составляет около 3200, они объединяют около 1 млн человек. Среди кооперативов есть товарищества, деятельность которых не выходит за пределы одного населенного пункта, и есть общества, действующие на всей территории Израиля (например, Хеврат ха-‘овдим). Область деятельности региональных объединений сельскохозяйственных поставок ограничена определенным районом.

Правовой базой функционирования кооперативов является законодательство, принятое британскими мандатными властями в 1933 г. и установившее, что любые семь и более человек могут объединиться в кооператив для совместного сбережения средств и организации взаимопомощи между людьми, имеющими общие экономические интересы. Все пайщики кооператива владеют одинаковым числом акций, каждый пайщик обладает одним голосом. Кооперативы играют значительную роль в некоторых секторах израильской экономики (помимо сельскохозяйственного производства, это прежде всего пассажирский транспорт и грузовые перевозки), а также в сфере пенсионного страхования и обеспечения.

Различаются два вида строительных кооперативов: одни приобретают участки, занимаются подготовительными работами и строительством общественных зданий; другие (большей частью хистадрутовские общества) продолжают свою деятельность и после завершения строительства. В первой половине 1990 х гг. появилось значительное число строительных кооперативов, созданных преимущественно для решения жилищной проблемы новых репатриантов; большинство этих кооперативов были успешными и полностью выполнили поставленные перед собой задачи, однако крах некоторых кооперативов привел к массовому разочарованию в модели строительных кооперативов как таковой.

Правительство, муниципалитеты, некоторые коммерческие предприятия и общественные учреждения содержат сберегательные кассы для своих работников. Управление кассами осуществляется работниками совместно с работодателями.

Киббуц является кооперативом, в котором как имущество (кроме личной собственности членов), так и производство и потребление обобществлены. Мошавы по степени кооперации подразделяются на мошав шиттуфи, кфар шиттуфи и мошав овдим. Наиболее полная кооперация, сближающая его с киббуцом, существует в мошав шиттуфи (см. также Хистадрут, Израильское рабочее движение, киббуц, мошав).

За годы государственности произошла эрозия идеи экономических кооперативов. Бывшие изначально добровольными товариществами, наиболее крупные из них с годами превратились в разветвленные и забюрократизированные организации, административный аппарат которых отстаивал в первую очередь собственные интересы. Многие кооперативы оказались под контролем политических партий, прежде всего Израильской партии труда. С другой стороны, особенно после прихода к власти блока Ликкуд, кооперативы оказались под огнем критики в силу их недостаточной экономической эффективности.

Процессы приватизации привели к значительному сокращению численности кооперативов и их роли в хозяйственной жизни страны. Крупнейшие кооперативы, на протяжении многих десятилетий считавшиеся флагманами социально-экономической системы Израиля, были превращены в коммерческие фирмы и проданы частным инвесторам, как местным, так и зарубежным. Так, возникшая в 1944 г. сеть магазинов «Ха-Машбир ле-цархан» перестала быть кооперативом в 2003 г., а компания «Тнува» – в 2006 г., причем ее контрольный пакет акций в 2015 г. был приобретен международной компанией Bright Food, центр которой находится в Шанхае. Всё это вызвало кризис кооперативного движения и кооперативной идеи в целом. Создание нескольких новых кооперативов в 2000-е гг. не изменило доминирующую тенденцию заката кооперативного движения.

 СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ > Экономика
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 
Земледельцы еврейского колхоза «Эмес» в Белоруссии. Фото из газеты еврейской общины Берлина, ноябрь 1928 г.

Земледельцы еврейского колхоза «Эмес» в Белоруссии. Фото из газеты еврейской общины Берлина, ноябрь 1928 г.
 
Пионеры помогают на сенокосе в еврейском колхозе в Крыму. 1928 г. Еврейская национальная и университетская библиотека.

Пионеры помогают на сенокосе в еврейском колхозе в Крыму. 1928 г. Еврейская национальная и университетская библиотека.
 
Еврейский сельскохозяйственный кооператив в Аргентине. Центральный архив истории еврейского народа. Иерусалим.

Еврейский сельскохозяйственный кооператив в Аргентине. Центральный архив истории еврейского народа. Иерусалим.
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту концентрационные лагеря Копленд Ахарон следующая статья по алфавиту