главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Ковнер Аврахам Ури. Электронная еврейская энциклопедия

Ковнер Аврахам Ури

КЕЭ, том 4, кол. 402–403
Опубликовано: 1988

КО́ВНЕР Аврахам Ури (Аркадий Григорьевич; 1842, Вильна, – 1909, Ломжа), публицист периода Хаскалы. Один из основоположников литературной критики в иврит новой литературе. Учился в литовских иешивах. В 1860–65 гг. жил в Киеве, где занимался самообразованием (в том числе изучал русский язык и литературу), а в 1866–70 гг. — в Одессе. С 1862 г. начал выступать в «Ха-Мелиц» и виленском (см. Вильнюс) журнале «Ха-Кармел» (1860–79) с литературно-критическими статьями, в которых, под влиянием главным образом идей Д. Писарева, обвинял писателей Хаскалы в беспочвенном романтизме и отрыве от жизни народа (делая исключение для таких авторов, как И. Ш. Реджо, 1784–1855, И. Б. Левинзон, А. Мапу, Х. З. Слонимский, И. Перл), а также в выспренности стиля (см. Мелица). Призывая еврейских литераторов посвятить творчество только распространению естественнонаучных и исторических знаний, упрекал переводчиков научной литературы на иврит в незнании сути переводимого материала. Считал литературу на иврите и идиш лишь этапом на пути обращения еврейских писателей к основному языку страны их проживания. Ассимиляторская (см. Ассимиляция) позиция Ковнера и его отрицание еврейской культуры и традиционного уклада жизни вызвали резкую отповедь А. Б. Готлобера и ряда других писателей. Статья Ковнера, в которой он обвинял редактора «Ха-Мелиц» А. Цедербаума в заговоре с целью откупить у Турции Палестину и создать в ней монархию под властью династии Ротшильдов, была воспринята еврейской общественностью как политический донос.

В конце 1860-х – начале 1870-х гг. Ковнер развивал те же взгляды, печатаясь на русском языке в еврейском еженедельнике «День» (1869–71, Одесса). В 1871 г. переехал в Петербург, работал в банке, печатался в русской прессе, отойдя от еврейской темы. Лишь в 1873 г. поместил статью о еврейской литературе в «Еврейской библиотеке». В 1875 г. был за подлог приговорен к четырем годам каторжных работ и ссылке в Сибирь. Там принял христианство. Боролся против антисемитизма в полемике с Ф. Достоевским, в письмах к Л. Толстому и другим писателям, подчеркивая, что выступает как еврей. Вернувшись из Сибири в 1894 г., служил государственным чиновником в Ломже. Статьи Ковнера на иврите собраны в книге «Хекер давар» («Исследование вопроса», 1865) и «Црор прахим» («Букет», 1868). Мемуары Ковнера («Записки еврея») опубликованы в «Историческом вестнике» (№3–4, 1903).

 ЕВРЕИ РОССИИ (СССР) > Просвещение. Светская культура
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Ковнер Абба Ковчег Завета следующая статья по алфавиту