главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Кениг Лия. Электронная еврейская энциклопедия

Кениг Лия

КЕЭ, том Доп. 3, кол. 219–221
Опубликовано: 2003

КЕ́НИГ Лия (Kenig, Lea; родилась в 1933 г., Лодзь, Польша), израильская актриса. Отец Кениг, Иосеф Штейн (1900–42), был актером «Вилнер трупе» (см. Театр. История еврейского театра. Еврейский театр в независимой Польше), принадлежал к известному актерскому семейству; мать, выдающаяся актриса театра на идиш Дина Кениг (1907–64; Театр. История еврейского театра. Еврейский театр в Румынии), играла в Польше, Румынии, Советском Союзе.

Вторая мировая война застала Кениг в Румынии, где ее мать была на гастролях, и в Польшу семья больше не вернулась. В 1940 г. Кениг пошла в русскую школу в Черновицах, затем жила в Кишиневе, в эвакуации в Сибири, затем в Самарканде.

В 1945 г. Кениг переехала в Бухарест. В 1950 г. она познакомилась с поэтом, актером, режиссером Ц. Штолпером (1924–98), за которого вышла замуж. В 1951 г. начала учиться в театральной студии при Бухарестском еврейском государственном театре, в 1952 г. дебютировала в пьесе К. Симонова «Чужая тень». Сыграла Анну Франк в одноименной пьесе. Кениг играла роль Катерины в «Грозе» А. Островского, Хаси в «Сиротке Хасе» Я. Гордина, Хавы в «Тевье-молочнике» по Шалом Алейхему, Туанетты в «Мнимом больном» Ж. Б. Мольера, выступала в музыкальных спектаклях на румынском языке и идиш.

В 1961 г. Кениг переехала в Израиль. После пятимесячного курса иврита Кениг встретилась с Ш. Финкелем, который был руководителем театра «Хабима». Он принял Кениг в театр и поручил ей роль Эвы в пьесе Б. Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти» (1962), а затем роль Хавы в пьесе А. Мегеда «Брешит» («С самого начала»). Успех был необычайным. В 1963 г. Кениг выступила в роли Стеллы в пьесе П. Устинова «Конец пробега». В 1963–65 гг. Кениг играла в пьесах на идиш, которые писал, переводил с английского и ставил Ц. Штолпер.

Кениг продолжала играть на идиш в Израиле и за рубежом: после Шестидневной войны она отправилась на гастроли в Аргентину и другие страны Южной Америки, в США и Канаду. Критики писали, что Кениг — признанная королева театра на идиш. Кениг и Штолпера приглашали со спектаклями на идиш в Австралию, Мексику, Бельгию, Германию, на фестиваль в Манчестер. Композиция Ц. Штолпера «Фун алтн штетл биз ди найе хейм» («От старинного местечка — до новой родины»), в которой выступала Кениг, пользовалась неизменным успехом в Израиле и за его пределами. Кениг играла в спектакле «А пор фун Гот» («Божественная пара»), который рассказывал о любви и взаимопонимании в супружеской жизни.

В 1992 г. Кениг выступила на иврите в моноспектакле «Кохавим лело шамаим» («Звезды без неба») по произведениям Шалом Алейхема, И. Л. Переца, И. Мангера и др. Кениг сыграла много десятков ролей мирового и еврейского классического репертуара, пьесы современных израильских и зарубежных авторов, оригинально трактуя образы своих героинь. Таковы ее Мамаша Кураж в пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (1975), Гертруда в «Гамлете» (1983) У. Шекспира, Раневская (1988) в «Вишневом саде» А. Чехова, Старуха (1970) в «Стульях» Э. Ионеско, Цирл в «Сипур пашут» («Простая история», 1979) Ш. И. Агнона, Филумена (1981) в «Филумене Мартурано» Э. Де Филиппо, Левива в «Млехет ха-хаим» («Искусство жизни», 1987) Х. Левина.

Кениг сыграла несколько удачных ролей в пьесах американских еврейских драматургов Н. Саймона и В. Аллена. Героини Кениг — женщины властные, сильные; она умеет сочетать комизм с драматической силой. Кениг играет и второстепенные роли. Так, в «Миреле Эфрос» (1987) Я. Гордина Кениг попеременно играет и заглавную, и эпизодическую роли. В «Закате» И. Бабеля (1986, постановка Ю. Любимова) Кениг также сыграла небольшую роль, но публика ее заметила: в 1990 г. во время гастролей «Хабимы» в Москве Кениг имела большой успех. На встречах с еврейской и российской общественностью Москвы Кениг читала по-русски русскую классическую поэзию. Особое место в творчестве Кениг занимают пьесы Х. Миттельпункта. Спектакль «Монолог» (1999) Кениг посвятила памяти Ц. Штолпера. В 2000 г. Кениг сыграла старую оперную певицу в пьесе Р. Харвуда «Квартет».

Кениг удостоена многих званий и наград: несколько раз ей присуждали звание лучшей актрисы года, в 1987 г. она стала лауреатом Государственной премии Израиля, в 1999 г. — Израильского союза актеров.

 ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО > Театр. Эстрада. Кино
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту кенааниты кениты следующая статья по алфавиту