главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Каплан Мордехай Менахем. Электронная еврейская энциклопедия

Каплан Мордехай Менахем

КЕЭ, том 4, кол. 83–84
Опубликовано: 1988

КАПЛА́Н Мордехай Менахем (Kaplan, Mordecai Menahem; 1881, Свенцяны Вилен. губ., ныне Швенчёнис, Литва, – 1984, Нью-Йорк), религиозный философ, основатель реконструктивизма. Был привезен родителями в США в возрасте девяти лет. Получил начальное религиозное образование в духе ортодоксального иудаизма, однако уже в средней школе заинтересовался неортодоксальными представлениями о Библии и религии. Окончил Еврейскую теологическую семинарию; в 1909 г. начал там же преподавательскую деятельность, продолжавшуюся около 50 лет и оказавшую влияние на формирование поколений представителей консервативного иудаизма. В январе 1922 г. основал Общество по распространению иудаизма — главный центр движения реконструктивизма. Рупором идей Каплана является журнал «Реконстракшнист» (издается с 1935 г.).

В своей преподавательской деятельности всегда подчеркивал необходимость интеллектуальной честности перед лицом вызова, который современная научная и философская мысль бросает традиционным еврейским верованиям и обычаям. В исследовании мидраша и различных течений религиозной философии Каплан соединял глубокую эрудицию с творческим использованием наследия иудаизма в решении актуальных проблем современности. Созданный Капланом реконструктивизм дал американскому еврейству некоторые из его самых плодотворных теоретических и практических идей. Каплан внес также значительный вклад в изучение истории еврейской мысли (М. Х. Луццатто, Г. Коген, современные идейные течения в еврействе).

В основе мировоззрения Каплана лежит представление об иудаизме как о развивающейся религиозной цивилизации, которая изменяется в зависимости от условий, места и времени. Согласно Каплану, религиозный характер иудаизма как цивилизации более всего проявляется в раскрытии ею смысла и ценности человеческого существования, в «борьбе с Богом» (который мыслится в неличных категориях) и в ее ритуальном аспекте, проявляющемся в семье, в синагоге и в общине. Религиозная концепция Каплана натуралистична: Бог выступает в ней как космическая сила, служащая залогом реализации моральных ценностей и идеалов человека. Согласно Каплану, еврейская религия является самым возвышенным выражением культурного гения еврейства, вечно стремящегося к моральному усовершенствованию: она не отрицает светских элементов цивилизации, составляющих ценную и неотъемлемую часть духовного облика еврейства. Отношение Каплана к иудаизму — историко-прагматическое: он видит в иудаизме средство, служащее благу евреев, и отрицает всякие попытки его обоснования с помощью метафизических аргументов и ссылок на историческое откровение. Согласно Каплану, традиция должна указывать путь, но не связывать свободу выбора. Евреи должны не только мириться с существованием различных течений в иудаизме, но и научиться ценить это разнообразие.

Религиозно-философское учение Каплана сформировалось под влиянием традиционного иудаизма, трудов мыслителей Хаскалы и философии американского прагматизма. Оно является продуктом своеобразных условий жизни американского еврейства, выражая его духовные искания. В Иерусалиме существует синагога последователей Каплана, носящая характерное название «Мевакшей дерех» (`взыскующие пути`). Будучи убежденным сионистом, Каплан в то же время положительно оценивает сохранение еврейской диаспоры и выступает за упрочение связей между различными общинами еврейского народа.

Главные произведения Каплана: «Иудаизм как цивилизация» (1934); «Значение Бога в современной еврейской религии» (1937); «Вера и мораль» (1954); «Новый сионизм» (1955); «Иудаизм без сверхъестественного» (1958); «Назначение и смысл еврейского существования» (1964); «Религия этического национализма» (1970).

Критики Каплана считают, что его теология носит чрезмерно абстрактный и безличный характер и подрывает веру в историческое откровение. Идеи Каплана несовместимы с верой в неизменность форм ритуала и религиозной организации. Согласно Каплану, идея Бога соотносительна с идеей человека, человеческие представления о Боге неразрывно связаны с тем, как понимает человек мир и свое место в нем.

 ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА > Философия Нового времени
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Каплан Жакоб Каплан Танхум следующая статья по алфавиту