главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Канторович Меир. Электронная еврейская энциклопедия

Канторович Меир

КЕЭ, том 4, кол. 81–82
Опубликовано: 1988

КАНТОРО́ВИЧ Меир (псевдоним אֶלְיוֹעֵינַי, М. Элио‘эйнай; 1905, Ново-Жагоры близ города Шяуляй, Литва, – 1980, Рузаевка, Кокчетавская область Казахской ССР), исследователь Библии. Сын преподавателя местной иешивы, высланного с семьей в 1915 г. из зоны военных действий в Мелитополь. В 1922 г. Канторович вернулся в Литву. В 1927 г. за один год окончил ивритскую гимназию имени М. Швабе в Каунасе, где в 1927–32 гг. учился в университете (философское отделение), слушал курс семитских языков, который читал доктор Х. Н. Шапира (1894–1943). С 1932 г. преподавал иврит и еврейскую литературу в вышеназванной гимназии. С аннексией Литвы Советских Союзом в 1940 г. гимназия была закрыта, а Канторович лишен прав учителя как «политически неблагонадежный», в июне 1941 г. арестован, осужден и заключен в один из лагерей «Северураллага». В 1949 г. списан по болезни из лагеря на пожизненное поселение в село Зеренда Кокчетавской области, где жили немцы, выселенные советскими властями из Поволжья в августе 1941 г. Был ночным сторожем в колхозе, но в 1950 г. заболел тифом, а по выздоровлении остался без работы и жилья. Его приютила немка-колхозница, на которой он затем женился. До смерти И. Сталина в 1953 г. Канторовича не допускали к работе как «врага народа». По ходатайству И. Эренбурга, к которому Канторович обратился за содействием, он получил в конце 1953 г. должность учителя немецкого, а также английского языков в местной школе. С 1964 г., не имея под рукой даже Библии, начал писать и отправлять в Израиль остро полемические статьи, посвященные исследованию библейских текстов (печатались в журналах «Ха-Хиннух», «Бет микра» и др.). Жившие в Израиле друзья и бывшие ученики Канторовича стали посылать ему необходимую для работы литературу, и по совету одного из них Канторович сосредоточился на текстологическом анализе лишь двух книг Библии. Написанный им капитальный труд «Мехкарим бе-Кохелет у-ве-Мишлей» («Исследования книг Экклесиаст и Притчи Соломоновы», Иер., 1977) получил высокую оценку израильских ученых. Работы Канторовича о книге Исайя, о проблемах современного иврита, о еврейской общине Элефантины и др. вошли в сборник его трудов «Мехкерей Микра мин ха-шеви ха-совети» («Исследования Библии в советской неволе», Иер., 1984; посмертное издание с предисловием профессора Б. Уфенхеймера).

 ЕВРЕИ РОССИИ (СССР) > Вклад евреев в культуру, науку, экономику
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Канторович Леонид Каньюк Иорам следующая статья по алфавиту