главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Изхар С.. Электронная еврейская энциклопедия

Изхар С.

КЕЭ, том 3, кол. 704–706
Опубликовано: 1986

ИЗХА́Р С. (настоящее имя Изхар Смилянский; 1916, Реховот, – 2006, Тель-Авив), израильский писатель, принадлежит к поколению Палмаха (см. Иврит новая литература). Сын публициста З. Смилянского (1873–1944) и племянник писателя М. Смилянского. Окончил учительскую семинарию и университет в Иерусалиме. Был учителем и директором средних школ, а затем профессором Иерусалимского университета. Участвовал в Войне за Независимость. В 1948–67 гг. депутат Кнесета от партии Мапай (с 1965 г. от Списка рабочих Израиля /Рафи/ во главе с Д. Бен-Гурионом).

Первая публикация — рассказ «Эфраим хозер ла-аспесет» («Эфраим возвращается к люцерне», 1938). Испытал влияние У. Н. Гнесина и И. Х. Бреннера. Рефлекторный ритм и глубокий лиризм повествования, в котором действие часто прерывается авторскими отступлениями и описаниями природы, а в диалог вторгается внутренний монолог, сближают стиль прозы Изхара с литературой «потока сознания» в духе М. Пруста. Свободно владея всем богатством современного иврита, Изхар тяготеет к изысканной стилистике и, по возможности, избегает сленга даже в эмоционально напряженном диалоге.

Герои произведений Изхара, главным образом молодые уроженцы Эрец-Исраэль, — это не столько личности, сколько представители взрастившего их коллектива. Даже если в силу каких-либо обстоятельств они образуют новый коллектив, их поведение, образ мыслей, реакция на окружающее оказываются стереотипными и мешают проявлению их индивидуального Я. Необходимость выбрать между верностью общим задачам (киббуца, боевого отряда) и велением совести, когда эти задачи противоречат усвоенным взглядам или чувствам, — основная моральная коллизия, перед которой автор ставит своих героев. Так, в «Сиппур Хирбет-Хиз’а» («Рассказ о Хирбет-Хиз’а», 1949) израильский солдат, который в силу приказа участвует в выселении жителей арабской деревни, мучим чувством глубокой несправедливости того, что совершают сыны народа, так много страдавшего от гонений. Дилемма сохранила для израильского общества актуальность и поныне: показ телефильма по этому рассказу, приуроченный к 30-летию Государства Израиль, вызвал ожесточенную полемику. Коллизия между универсальными гуманистическими ценностями и жестокой реальностью войны двух народов за землю, которую каждый из них считает своей родиной, составляет психологический стержень рассказа Изхара «Ха-шавуй» («Пленный», 1949).

Широкий круг моральных проблем и противоречий затрагивает роман Изхара «Иемей Циклаг» («Дни града Циклаг», тт. 1–2, 1958). В нем описаны переживания группы солдат, уроженцев страны, в одну из недель Войны за Независимость. Действие происходит главным образом в блиндаже на юге страны, близ Негева, в местах, где находился библейский Циклаг (прибежище Давида перед помазанием его на царство). Непроизвольная реакция молодых бойцов на войну, подспудный страх смерти вызывают в них сомнения в некоторых идеологических и моральных ценностях, которые прививали им представители поколения новых поселенцев в Эрец-Исраэль (халуцим). Герои, а с ними, видимо, и автор приходят к убеждению, что эти идеалы, не выдерживающие к тому же столкновения с реальностью, в моменты тяжелых душевных потрясений нуждаются в дополнительной моральной опоре. Чувство, что дерзкое начинание отцов в Эрец-Исраэль, которое они продолжают, не вытекает непосредственно из традиций народа, веками рассеянного в диаспоре, приводит их к мысли о необходимости пустить более глубокие корни в почву далекой древности.

Изхар является также автором сборников детских рассказов «Бе-раглаим иехефот» («Босиком», 1959) и «Шишша сиппурей каиц» («Шесть летних рассказов», 1959). В числе его книг — «Бе-фаатей Негев» («На краю Негева», 1945), «Ха-хурша ба-гив‘а» («Роща на холме», 1947), «Арба‘а сиппурим» («Четыре рассказа», 1959), «Сиппурей мишор» («Рассказы равнины», 1964) и «Шаяра шел хацот» («Полночный конвой», 1971). Творчество Изхара отмечено Государственной премией Израиля (1959).

Перу Изхара принадлежит также ряд работ по проблемам педагогики, в том числе вызвавшие полемику статьи о соотношении универсальных ценностей и еврейской традиции в программах средних школ. Как публицист выступает за далеко идущие компромиссы в качестве основного условия установления мира между Израилем и арабскими странами.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

 ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА > На языке иврит
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Изре‘эль Иисус следующая статья по алфавиту