главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
земледелие. Электронная еврейская энциклопедия

земледелие

КЕЭ, том 2, кол. 547–554
Опубликовано: 1982

ЗЕМЛЕДЕ́ЛИЕ. По свидетельству Библии, родоначальники еврейского народа — патриархи, пришедшие в Ханаан в начале 2 тыс. до н. э., были кочевниками, не имевшими постоянных селений. В эту эпоху Ханаан был густо населен, и цена земельных угодий была значительной (ср. Быт. 23:16; 33:19). Согласно Библии (Втор. 8:8), страна славилась «семью видами» плодов земли — пшеницей, ячменем, виноградом, смоквами, гранатами, оливами и медом (по-видимому, финиковым соком). Кочевники пасли скот на невозделываемых полосах между полями, а иногда и засевали эти участки (Быт. 26:12).

Когда израильские племена после длительных скитаний по пустыне (см. Исход) вступили в Ханаан, они обнаружили там процветающее земледелие (Библия неоднократно предостерегает против слишком быстрого захвата страны во избежание разрушения земледелия и запустения земли: Исх. 23:29; Втор. 7:22). Будучи пришлыми кочевниками, израильтяне не обладали земледельческими навыками и знанием условий ведения оседлого сельского хозяйства в Ханаане. По этой причине кочевое скотоводство продолжало на первых порах оставаться основной отраслью хозяйства израильтян (см. Чис. 32; Втор. 3:19; ИбН. 1:14). С течением времени, однако, израильтяне, перенимая навыки и опыт местного населения, начали осваивать земледелие. Поскольку ханаанеи еще не были изгнаны из плодородных долин (см. Суд. 1:19, 27–36), возделывание злаков было недоступно для израильтян; в качестве земельных угодий израильтяне использовали склоны холмов, на которых устраивались искусственные террасы. Такое земледелие, естественно, было интенсивным: для того, чтобы обеспечить свое существование, земледелец должен был компенсировать незначительные размеры участка сельскохозяйственными знаниями и навыками. Основными культурами были виноград, плодовые и масличные деревья. Постепенно ханаанеи вытеснялись из долин, что открывало для израильтян возможность выращивания злаков.

Переход от кочевого скотоводства к земледелию и основание постоянных поселений привели к возникновению нового отношения к земле. У еврейского земледельца библейского и последующего периодов отношение к земле было также освящено традиционным представлением о нерушимой связи между народом Израиля и землей, обещанной ему Богом. Сельское хозяйство было основано на небольших семейных участках, передававшихся по наследству. Обширные земельные угодья, принадлежавшие царям и вельможам, по всей видимости, были составлены из захваченных в войнах с соседями земель и не обрабатывавшихся прежде участков. Писание увековечило память о расцвете земледелия в царствование Соломона: «И жили Иехуда и Исраэль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» (I Ц. 5:5).

Когда Навуходоносор разрушил Иерусалимский храм (586 до н. э.), он оставил «только несколько из бедного народа работниками в виноградниках и землепашцами» (II Ц. 25:12), все же остальное население было угнано в плен (см. Пленение вавилонское). Немногочисленные еврейские земледельцы и чужеземцы, селившиеся на покинутых землях, не могли поддерживать террасное земледелие, и изгнанники, вернувшиеся из Вавилонии, нашли страну в запустении. По-видимому, евреи начали восстанавливать террасы на склонах холмов в Иудее, приводить в порядок системы водостоков и сажать фруктовые деревья. Однако сказалась утрата опыта собирания и использования дождевой воды для орошения террас, и продуктивность земледелия на первых порах оставалась очень низкой. Реформы Эзры и Нехемии, направленные на укрепление положения еврейского земледельца, позволили преодолеть упадок, и еврейские сельскохозяйственные поселения, выйдя за границы Иудеи, протянулись к северу.

Состояние земледелия в эллинистический период не вполне ясно, хотя, согласно Аристея посланию, «страна густо усажена оливковыми деревьями и богата зерном и овощами, виноградом и медом». Несомненно, что экономический подъем Египта в эпоху Птолемеев оказал влияние на Эрец-Исраэль, где происходило интенсивное внедрение новых, более рациональных методов земледелия — как в греческих латифундиях и хозяйствах греческих колонистов, так и, по их примеру, в хозяйствах еврейских земледельцев.

Хасмонейский период (см. Хасмонеи) характеризуется дальнейшим расширением и укреплением еврейских земледельческих поселений: восстание Хасмонеев (167–135 гг. до н. э.) опиралось, в первую очередь, на земледельцев, и после победы они были вознаграждены, получив значительные земельные угодья, принадлежавшие неевреям. В царствование Александра Янная еврейская колонизация превратила Галилею в область цветущего земледелия. Позднее, когда Иосиф Флавий описывает изобилие страны (1 в. н. э.), он особенно восхваляет Галилею, где «каждый клочок земли обрабатывается ее жителями» (Война 3:42–43). Картина, которую рисует Иосиф Флавий, создает впечатление, что он придает большее значение садоводству, нежели хлебопашеству, из чего следует, что последнее было в этот период менее доходной отраслью земледелия в Эрец-Исраэль. Среди плодовых насаждений первое место занимали оливковые деревья, произраставшие почти во всех населенных евреями районах — в Иудее, Заиорданье и — в особенном изобилии — в Галилее. Оливковое масло служило предметом вывоза из Эрец-Исраэль уже в эллинистическую эпоху, особенно славилось масло из Регева в Заиорданье. Наряду с маслинами широко культивировались виноград, финиковые пальмы и фиговые деревья (фиги были одним из основных продуктов питания); иерихонские финики славились во всем Средиземноморье. Из других сельскохозяйственных продуктов Эрец-Исраэль особой известностью пользовался целебный сок бальзамовых и родственных им деревьев.

После разрушения Второго храма Тит издал декрет об экспроприации еврейских земельных угодий и их продаже или сдаче в аренду. Чтобы облегчить возвращение земель в еврейские руки, законоучители Талмуда приняли постановления, запрещающие конкуренцию и спекуляцию при продаже земли. В этот период появился слой латифундистов, приобретавших у римского правительства земли, оставшиеся без владельца. К этому же периоду относятся упоминания об использовании рабского труда в земледелии, однако эти случаи не были типичны: сельское хозяйство в основном базировалось на мелких землевладельцах и арендаторах, которые сами обрабатывали свои участки.

В результате Бар-Кохбы восстания значительные области страны были совершенно разорены, а земли убитых в ходе войны экспроприированы римскими властями; ограничительные декреты и тяжелые подати создали критическую ситуацию для еврейского земледелия. Однако постепенно земледелие окрепло, число еврейских поселений увеличилось, и они распространились даже на север прибрежной полосы. Период с середины 2 в. до конца 3 в. н. э. знаменуется необычайным расцветом еврейского земледелия. К концу 3 в. в результате налоговой политики римских властей и постоянного уменьшения участков вследствие естественного роста населения начался процесс массового переселения из деревень в города. Оставленные земледельцами участки переходили в руки новых владельцев, не обладавших ни опытом своих предшественников, ни их привязанностью к земле; начался упадок еврейского земледелия, который продолжался и в византийскую эпоху.

В результате мусульманского завоевания многие византийские земледельцы были убиты или бежали; покинутые земли перешли в государственную собственность и сдавались в аренду. Налоговая политика новых правителей, совершенно не знакомых с земледелием, заставляла крестьян оставлять землю. Кое-где, однако, в частности в Галилее, сохранилось несколько еврейских сельскохозяйственных поселений. Начавшийся позднее некоторый подъем земледелия был прерван завоеваниями крестоносцев (см. Крестовые походы). Во время турецкого владычества упадок еврейского земледелия в Эрец-Исраэль в конце 16 в. вновь сменился подъемом, который продолжался недолго, и новый упадок длился до конца 19 в.

Уже на первых этапах зарождения еврейского национального освободительного движения был выдвинут лозунг возвращения евреев к земледельческому труду (см. Ховевей Цион). В 1870 г. в Эрец-Исраэль была основана сельскохозяйственная школа Микве Исраэль, немного позднее — первые еврейские фермы и земледельческие поселения: Моца, Петах-Тиква и Гей-Они (см. Рош-Пинна). В 1881 г. в Палестине насчитывалось около тысячи еврейских семей, занятых в земледелии. Первая алия открывает эпоху систематической поселенческой деятельности, в которой развитие сельского хозяйства играет доминирующую роль.

Земледельческие навыки и опыт, приобретенные на родине, с успехом использовались еврейскими земледельцами и вне Эрец-Исраэль. Так, еврейские земледельческие хозяйства в Вавилонии славились своей высокой продуктивностью. Однако начиная с 4 в. н. э. роль земледелия в социальной и экономической жизни евреев в галуте неуклонно уменьшается, а с конца 8 в. начинается их превращение в исключительно городских жителей, добывающих средства к существованию ремеслами и торговлей. Начавшийся в 4 в. процесс отхода евреев от занятия земледелием стимулировался дискриминационными императорскими указами, ущемлявшими еврейских землевладельцев более чем какие-либо другие слои еврейского населения. Запрещение евреям владеть рабами-христианами (с распространением ислама аналогичный запрет евреям владеть рабами-мусульманами существовал и в мусульманских странах) делало невозможным существование крупных еврейских сельскохозяйственных предприятий. Церковь, отказывая евреям в праве на занятия, связанные с властью и высоким социальным статусом, тем самым автоматически исключала их из основанной на землевладении феодальной общественной структуры.

Несмотря на все это, евреи продолжали заниматься земледелием везде, где только законы и социальные условия оставляли им такую возможность. Так, в Северной Африке в 9 в. существовали значительные группы евреев-земледельцев, занимавшихся садоводством, виноградарством и пчеловодством. Еврейские садоводы (бустанаим) упоминаются, в частности, в документах Каирской генизы. Когда в завоеванную в 711 г. мусульманами Испанию хлынул поток еврейских иммигрантов из Северной Африки, многие из них обратились к земледелию. Значительное число еврейских земледельцев существовало в Испании и после Реконкисты. В Италии шелковичное дерево впервые начало культивироваться евреями, которые фактически монополизировали эту отрасль земледелия в стране, в особенности в Сицилии в 12 в., где евреи занимались также рыболовством. В Южной Франции, особенно в Провансе, среди еврейского населения было распространено виноградарство; такие ученые, как Раши и Я‘аков Там, по некоторым сведениям, кормились виноградарством. Земледельческие еврейские общины существовали и на Балканах. В 10 в. на северном побережье Черного моря еврейские земледельцы применяли передовую технику пахоты и занимались выращиванием риса.

В Восточной Европе, начиная с 14 в., многие евреи селятся в дворянских поместьях и деревнях, где выступают в качестве управляющего персонала, арендаторов земледельческого имущества (мельниц, винокуренных заводов и т. п.), а также занимаются переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции. Постепенно крупные еврейские арендаторы превратились в предпринимателей, обеспечивавших управление помещичьим хозяйством и мобилизацию средств для его развития. Многочисленные мелкие еврейские арендаторы все теснее включались в земледельческое хозяйство деревни. Но не только евреи, живущие в сельской местности, были связаны с земледелием; в польско-литовских местечках приусадебные огороды и фруктовые сады часто были неотъемлемой частью еврейского хозяйства.

В 19 в. в Восточной Европе предпринимаются попытки широкого поселения евреев на земле. Первые попытки такого рода были осуществлены российским правительством на Украине и в Новороссии в 1807 г. В рамках кампании по заселению южноукраинских степей были основаны 38 еврейских земледельческих поселений в Херсонской и Екатеринославской губерниях; каждое такое поселение насчитывало от ста до трехсот семей, по большей части из среды евреев, выселенных из деревень и сел. Некоторые из этих поселений получили названия на иврите: Нахар-Тов (Нагартов), Сде-Менуха (Седеменуха) и другие. Согласно официальным данным, в 1913 г. в этих деревнях было семь тысяч угодий и сорок две тысячи жителей.

В середине 19 в. царское правительство основало ряд еврейских земледельческих поселений и в Бессарабии. К концу 1920-х гг. в этих и возникших позднее поселениях насчитывалось до 5,5 тыс. семей; основной культурой был табак, и до 90% всех табаководов Бессарабии составляли евреи. В Польше в конце 18 в. – начале 19 в. по инициативе высших кругов еврейской общины и русской администрации в центральных районах страны был основан ряд еврейских деревень. В середине 19 в. в этих деревнях жили до 30 тыс. человек, и их хозяйства считались образцовыми.

Быстрый рост еврейского населения и ухудшение экономической конъюнктуры в ряде областей Восточной Европы не были единственными причинами, побудившими многих евреев оставить традиционные занятия и обратиться к иным, в частности к земледелию. Наряду с социально-экономическими факторами обращению евреев к земледелию способствовали новые идеологические движения: Хаскала и сионизм, призывавшие перейти к «более продуктивному» образу жизни. Значительную роль в поселении евреев на земле в Аргентине сыграли проекты барона М. де Гирша. Помимо Украины, Польши и Бессарабии, широкое обращение евреев к земледелию имело место также в Литве (около 1400 угодий в начале 20 в.), Западной Белоруссии (258 деревень с шестью тысячами угодий и 36 тыс. жителей в начале 20 в.), Галиции и Буковине.

В США начавшаяся в 1881 г. массовая иммиграция евреев из Восточной Европы дала толчок к образованию земледельческих еврейских общин. Группа новоприбывших находилась под влиянием аграрного идеализма движения Ам-‘олам. Организации еврейских поселений помогали Альянс, Общество помощи еврейским эмигрантам (1882–83), фонд барона Гирша и Еврейское земледельческое общество. В этот период были основаны десятки еврейских земледельческих колоний во всех частях США, однако все они в течение непродолжительного периода потерпели неудачу. Дольше всех продержались колонии в штате Нью-Джерси, сосредоточенные вокруг еврейского города Вудбайна. Некоторые еврейские иммигранты обращались к земледелию в 1930-х гг. и позднее. Так, например, в штате Мэн они разводили картофель, в штате Коннектикут среди еврейских земледельцев получило распространение табаководство. К концу Второй мировой войны в США насчитывалось около двадцати тысяч семей еврейских земледельцев, число которых к концу 1960-х гг. уменьшилось вдвое.

Начиная с 1884 г. был предпринят ряд попыток организации еврейских земледельческих поселений в Канаде. Несмотря на ряд неудач, к 1920 г. население 17 выстоявших еврейских поселений, расположенных главным образом в Саскачеване, составляло 3,5 тыс. человек; эти хозяйства в 1930 г. произвели количество пшеницы, достаточное для обеспечения потребности в хлебе всего тогдашнего населения страны. Впоследствии большинство этих еврейских земледельческих предприятий постепенно перешло в руки неевреев.

В ходе Первой мировой войны, а затем революции и гражданской войны в России еврейские земледельческие поселения значительно пострадали. В первое десятилетие после войны многие поселения были восстановлены при помощи ОРТа и Еврейского колонизационного общества (ЕКО). В 1924 г. на Украине Комзетом были основаны новые еврейские деревни, например Блуменфельд и Фрейланд. В 1927 г. в 48 еврейских земледельческих поселениях Украины проживало 35 тыс. человек, обрабатывавших приблизительно сто тысяч га сельскохозяйственных угодий. В конце 1920-х гг. советское правительство предоставило этим поселениям дополнительные сельскохозяйственные площади, и были образованы административные районы, в которых большинство составляли евреи: Калининдорф, Най-Златополь и Сталиндорф. В этот период на Украине существовала самая большая в Европе концентрация еврейского земледельческого населения, которое располагало собственными школами, газетой («Дер сталиндорфер эмес») и театром. В этот же период при помощи советского правительства и ЕКО на Украине было основано еще около пятидесяти еврейских земледельческих поселений, базировавшихся на кооперативных формах ведения хозяйства. Еще два центра еврейского земледелия возникли в 1920-х гг. в окрестностях Одессы и в Первомайском районе. В Белоруссии также возникали новые еврейские поселения, хотя и в значительно меньшем масштабе, чем на Украине, что объясняется, в первую очередь, худшими природными условиями Белоруссии. Большинство еврейских земледельцев Белоруссии предпочитали ведение хозяйства на пригородных участках. Были организованы еврейские колхозы в Грузии, Средней Азии и на Северном Кавказе. Проекты широкой поселенческой деятельности евреев в Крыму и Биробиджане, предложенные советским правительством и поддержанные еврейскими организациями в США и в Европе, не привели к ожидаемым результатам. Все же в начале 1930-х гг. свыше 10% еврейского населения СССР было занято земледелием. Но выдвижение к тому времени лозунга «интернационализации» колхозов путем слияния еврейских колхозов с нееврейскими, осуществление этого плана и жестокость кампании по коллективизации, а также открывшиеся возможности новых занятий в промышленности привели к массовому отходу евреев от сельского хозяйства в СССР.

Еврейское земледелие в этот период развивалось в других странах Европы. Так, в Польше в дополнение к ранее существовавшим еврейским хозяйствам возникали новые, в основном концентрировавшиеся в маленьких городах и пригородах и специализировавшиеся на огородничестве; около Гродно процветало еврейское табаководство. В середине 1930-х гг. в северо-восточной Польше было около 2,9 тыс. еврейских хозяйств, располагавших 23 тыс. га сельскохозяйственных угодий. На Волыни евреи обрабатывали еще четыре тысячи га угодий, составлявших 940 хозяйств. В Закарпатском Марамуреше (см. Закарпатье), частью принадлежавшем Румынии, частью Чехословакии, примерно 60 тыс. евреев занимались садоводством, пчеловодством и скотоводством. В 1930-х гг. ЕКО помогало организации в этой местности молочных хозяйств.

Вторая мировая война и сопровождавшая ее Катастрофа фактически положили конец еврейскому земледелию в Европе. Отдельные попытки возродить еврейское земледелие непосредственно после войны (например, в Галиции) окончились неудачей. Разрушение еврейского земледелия в Восточной Европе и его упадок в США, Аргентине и Канаде, а также крах биробиджанского проекта сделали Израиль единственным центром еврейского земледелия в современном мире.

См. также Биробиджан, Крым, Украина.

 ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА > Общие сведения
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 
Земледелец из еврейского колхоза «Биробиджанец». Украина, 1936 г.

Земледелец из еврейского колхоза «Биробиджанец». Украина, 1936 г.
 
В еврейской сельскохозяйственной колонии. СССР, 1920-е гг. Из кн.: Бейзер М., Мицель М. Американский брат: Джойнт в России, СССР, СНГ. Москва — Иерусалим: Джойнт, 2004.

В еврейской сельскохозяйственной колонии. СССР, 1920-е гг. Из кн.: Бейзер М., Мицель М. Американский брат: Джойнт в России, СССР, СНГ. Москва — Иерусалим: Джойнт, 2004.
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Зельцер Дов Земля Израиля (Эрец-Исраэль) следующая статья по алфавиту