главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Еврейский комиссариат. Электронная еврейская энциклопедия

Еврейский комиссариат

КЕЭ, том 2, кол. 421–422
Опубликовано: 1982

ЕВРЕ́ЙСКИЙ КОМИССАРИА́Т, Центральный комиссариат по еврейским национальным делам, правительственный орган советской власти для проведения среди евреев национальной политики коммунистической партии. Еврейский комиссариат функционировал с 20 января 1918 г. по апрель 1924 г. (наряду с другими комиссариатами национальных меньшинств) в составе Народного комиссариата по делам национальностей, который возглавлял И. Сталин. Комиссаром Еврейского комиссариата был назначен Ш. Диманштейн, его заместителем — левый социалист-революционер (эсер) И. Добковский. В Еврейском комиссариате работали Ш. Агурский и другие прибывшие из эмиграции и отдалившиеся от русского еврейства анархисты, примкнувшие к большевикам. До середины 1918 г. в Еврейском комиссариате сотрудничали также левые По‘алей Цион во главе с Цви Фридляндом (1897–1936), тогда как Бунд и другие влиятельные в то время еврейские партии и значительная часть внепартийной еврейской интеллигенции занимали позицию непризнания советской власти. Лишь считанные еврейские литераторы (З. Вендров, Ш. Нигер, Д. Чарни) помогали Еврейскому комиссариату издавать его орган — первую советскую газету на идиш «Ди вархайт» (выходила с 8 марта по 1 августа 1918 г.). В Еврейском комиссариате была образована группа для работы с беднейшим еврейским населением, а для контроля, главным образом над еврейскими школами, — отдел культуры и просвещения во главе с Н. Бухбиндером, издававший собственный журнал «Еврейская трибуна» (№ 1–4, 1918). В течение 1918 г. было создано 13 местных Еврейских комиссариатов (в Витебске, Ельце, Могилеве, Перми, Тамбове и других городах).

Центральный Еврейский комиссариат под влиянием сторонников автономизма (главным образом из По‘алей Цион) призывал через свою газету образовать местные еврейские советы или еврейские секции при местных советах «для укрепления советской власти и борьбы с национальной буржуазией», а также созвать Всероссийскую конференцию для определения форм организации еврейской жизни в советской России и для избрания комиссара по еврейским делам. От мысли о демократической еврейской автономии Еврейский комиссариат отказался тотчас после состоявшегося в начале июля 1918 г. в Москве съезда еврейских общин при участии представителей еврейских политических партий. Избрание съездом Центрального бюро, которому было поручено координировать работу еврейских учреждений, вызвало репрессии советских властей. Из Еврейского комиссариата были устранены все небольшевистские сотрудники. Была начата организация евсекций коммунистической партии, которые в тесном контакте с Еврейским комиссариатом подчинили партийному контролю решение всех проблем жизни советского еврейства. На первой конференции Еврейского комиссариата и евсекций (октябрь 1918, Москва) были официально избраны комиссар Еврейского комиссариата (Ш. Диманштейн) и коллегия комиссариата, которой поручили ликвидировать все институции еврейских общин. Декрет (подписан Ш. Агурским и утвержден И. Сталиным) о закрытии Центрального бюро еврейских общин, их правлений, о передаче всех общинных средств и имущества местным Еврейским комиссариатам был опубликован в июне 1919 г., но закрытие синагог и ликвидация общинных учреждений, иешив, хедеров, школ с преподаванием на иврите начались раньше (в Орле, Перми и других городах).

Еще в 1918 г. Еврейский комиссариат издал антисионистскую брошюру З. Гринберга (1887–1948?) «Ди ционистн ойф дер идишер гас» («Сионисты на еврейской улице»). В циркуляре Еврейского комиссариата от 23 июля 1919 г. о закрытии общинных заведений Ш. Диманштейн объявил о предстоящей ликвидации Тарбута, Хе-Халуца и других сионистских «буржуазных организаций». Тем не менее Еврейский комиссариат практически не вел борьбы с сионизмом, за что подвергался критике в партийной коммунистической печати. По настоянию евсекций Еврейский комиссариат объявил иврит «реакционным языком», и 30 августа 1919 г. Народный комиссариат просвещения запретил его преподавание во всех учебных заведениях. Началось изъятие из библиотек книг на иврите.

По мере утверждения большевистской доктрины о преобразовании народов советского государства в «единую советскую нацию» функции Еврейского комиссариата как правительственного органа все больше сужались. В конце 1918 г. решение вопросов еврейской культуры и образования перешло к Еврейскому бюро, учрежденному при Народном комиссариате просвещения, а другие области работы с еврейским населением были включены в сферу деятельности соответствующих комиссариатов. В январе 1919 г. местные еврейские комиссариаты были превращены в еврейские отделы при губернских комитетах коммунистической партии, а в начале 1920 г. Еврейский комиссариат стал отделом Народного комиссариата по делам национальностей, тогда как идейное и практическое руководство мерами по «советизации» труда и культуры евреев Советского Союза сосредоточилось в руках евсекций.

 ЕВРЕИ РОССИИ (СССР) > Еврейская жизнь в СССР
Версия для печати
 
На бета-сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Еврейский колониальный банк Еврейский комитет помощи жертвам войны следующая статья по алфавиту