главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Дрогобыч. Электронная еврейская энциклопедия

Дрогобыч

КЕЭ, том 2, кол. 381–382
Опубликовано: 1982
Обновлено: 23.03.2005

ДРОГО́БЫЧ, город в предгорьях Карпат (до 1772 г. в составе Польши, до 1918 г. — Австрии и Австро-Венгрии, до 1939 г. — Польши, в 1939–91 гг. — в составе Львовской области, Украинская ССР), районный центр в Львовской области Украины. Первое упоминание о евреях в городских актах Дрогобыча встречается в 1569 г. В 1578 г. король Польши Стефан Баторий запретил евреям жить в Дрогобыче, держать аренду и вести торговлю в городе и в его окрестностях, за исключением ярмарочных дней. В 1635 г. евреям было разрешено жить за городской чертой около соляных копей, но отказано в устройстве еврейского кладбища. 23 ноября 1648 г. евреи Дрогобыча пострадали во время взятия города войсками Б. Хмельницкого. Однако еще до конца 17 в., когда ограничения на поселение евреев в Дрогобыче были отменены, евреи стали селиться в пределах города. После снятия ограничений число евреев в городе возросло, и они постепенно сосредоточили в своих руках торговлю и ремесла. В 1720-х гг. еврейские обувщики и швейники (см. Портняжное дело) создали два ремесленных цеха. Они просуществовали до 1756 г. Большим авторитетом в общине в середине 18 в. пользовался раввин М. Гиршович. В 1736 г. польский король Август III (1733–63) пожаловал ему чин королевского слуги и даровал право вести беспошлинную торговлю вином и другими товарами. В 1765 г. в Дрогобыче было 1924 еврея. С переходом Дрогобыча в 1772 г. к Австрии положение евреев ухудшилось: в 1783–84 гг. им было приказано покинуть город, продать дома и поселиться в особом еврейском квартале близ Дрогобыча. Долги кагала Дрогобыча достигли к 1772 г. колоссальной суммы (26 968 злотых). Введение новых непосильных налогов австрийскими властями окончательно разорило общину. В конце 18 в. были основаны трехклассная еврейская школа и немецко-еврейское училище, закрытые в 1806 г. из-за сопротивления ортодоксального (см. Ортодоксальный иудаизм) еврейства. В 1836 г. в Дрогобыче имелось 13 синагог и молитвенных домов, в основном хасидских (см. Хасидизм). Большим влиянием пользовались последователи Ружинского цаддика. В 1840 г. хасидский двор в Дрогобыче основал Э. Н. Тительбойм (1786–1853).

Положение изменилось в середине 19 в. с основанием недалеко от Дрогобыча нефтяных промыслов. Евреи были первыми организаторами добычи и переработки нефти, торговля которой также сосредоточилась главным образом в их руках. В 1880 г. около трех тысяч евреев работали на предприятиях нефтяной промышленности. Разбогатев, евреи снова стали селиться в Дрогобыче. В 1880 г. еврейское население Дрогобыча составляло 9181 человек (свыше 50% жителей), в городе была построена синагога и еврейская больница. К концу 19 в. при поддержке австрийских властей евреев начали вытеснять из нефтяных промыслов и торговли нефтью. Многие предприятия разорились, число евреев в Дрогобыче стало сокращаться, община начала беднеть. В 1890 г. еврейское население Дрогобыча составляло около 8700 человек (около 44,8%), в 1900 г. — 8683 человека.

Во время первой мировой войны, в сентябре 1914 г. Дрогобыч был занят русскими войсками. Казачьи части устроили в городе погром, в результате которого была уничтожена синагога. В 1920-х — 30-х гг. в Дрогобыче функционировали различные еврейские партийные и общественные организации, существовали еврейские школы. Между двумя мировыми войнами часть евреев Дрогобыча переселилась в Эрец-Исраэль, среди них цаддик дрогобычских хасидов Хаим Шапиро, который первым из хасидских руководителей официально примкнул к сионистскому (см. Сионизм) движению.

К 1939 г. в Дрогобыче жили семнадцать тысяч евреев. В сентябре 1939 г. Дрогобыч был занят частями Красной армии. Все еврейские общественные и партийные организации были распущены. Многие евреи Дрогобыча, а также беженцы из немецкой зоны оккупации были депортированы в отдаленные районы Советского Союза, синагога была закрыта. Власти организовали две еврейские школы с преподаванием на идиш, еврейские клубы и библиотеки. 1 июля 1941 г. Дрогобыч был оккупирован германской армией. Незначительному числу евреев удалось эвакуироваться. Сразу после вступления германских войск начались убийства евреев, организованные украинскими националистами, в которых участвовали также германские военнослужащие. Более трехсот евреев были убиты. В июле 1941 г. в Дрогобыче был создан юденрат. Еврейское население было заключено в гетто, окруженное колючей проволокой; в августе 1942 г. вокруг гетто была выставлена вооруженная охрана. На еврейское население была наложена большая контрибуция. По отчетам оккупационных властей, евреи сдали 14 529 золотых и серебряных предметов. Зимой 1941–42 гг. большое количество людей в гетто умерло от эпидемий. В начале 1942 г. юденрат организовал ряд предприятий, которые выполняли заказы оккупационных властей, чтобы избежать уничтожения еврейского населения. В конце марта 1942 г. была проведена акция, около двух тысяч евреев были отправлены в лагерь смерти Белжец. 8–17 августа 1942 г. была осуществлена вторая акция, не коснувшаяся только обладателей рабочих удостоверений, остальные (более трех тысяч человек) были депортированы в Белжец. Немцы при помощи украинских полицейских ловили скрывавшихся евреев и уничтожали их, так погибло более шестисот человек. 23–24 октября и в ноябре 1942 г. были осуществлены акции, во время которых тысячи евреев были отправлены в Белжец. 15 февраля 1943 г. 450 евреев были вывезены из города и убиты. 21 мая – 10 июня 1943 г. гетто было ликвидировано, его узники, в том числе члены юденрата, были расстреляны за городом. В живых были оставлены только рабочие и ремесленники, в работе которых оккупационные власти были наиболее заинтересованы. В апреле 1944 г., в связи с наступлением советской армии, они были отправлены в Белжец. После освобождения Дрогобыча в августе 1944 г. из укрытий в городе и из лесов вернулись около 400 евреев. Одна из жительниц города, учительница Мария Струтинская (см. Хасидей уммот ха-‘олам) укрыла и спасла от гибели 13 евреев. Большинство уцелевших евреев Дрогобыча выехало в Польшу, а затем — в Израиль и другие страны.

В 1959 г. еврейское население Дрогобыча составляло около тысячи человек (2,4% всего населения), в 1970 г. — около 800 человек (около 1,4%), в 1979 г. — около 500 (0,8%). В 1970-х гг. – начале 2000-х гг. практически все евреи Дрогобыча выехали в Израиль, США, Германию или другие страны. В настоящее время в Дрогобыче практически отсутствует еврейское население.

 ДИАСПОРА > Общины
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Дриз Шике Дропси университет следующая статья по алфавиту