главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
дина де-малхута дина. Электронная еврейская энциклопедия

дина де-малхута дина

КЕЭ, том 2, кол. 355
Опубликовано: 1982

ДИ́НА ДЕ-МАЛХУ́ТА ДИ́НА (דִּינָא דְמַלְכוּתָא דִּינָא; на арамейском буквально `закон государства — закон`), галахический (см. Галаха) принцип, согласно которому закон страны, в которой проживают евреи, обязателен для них, а в некоторых случаях даже предпочитается еврейскому закону. Принцип дина де-малхута дина установил амора Шмуэль Ярхина‘а, глава иешивы и влиятельного бет-дина в Нехарде‘а. Введение этого принципа было вызвано историческими условиями, сложившимися с дарованием в 241 г. персидским царем Шапуром I всем национальным меньшинствам, в том числе и евреям, культурно-религиозной автономии, включавшей и автономный гражданский суд. Шмуэль, возглавлявший еврейскую общину Вавилонии, счел, видимо, нужным выразить Шапуру признательность евреев за восстановление прав, отнятых отцом царя Ардаширом I при завоевании Вавилонии в 226 г.

Принцип дина де-малхута дина не означает автоматического принятия любого закона любой власти и имеет ряд ограничений. Все галахические авторитеты соглашаются в том, что этот принцип не распространяется на сферы религиозной и семейной жизни, а некоторые из них полагают, что он применим лишь в том случае, когда законы государства не противоречат законам Торы вообще. Ряд ученых ограничивает область применения принципа дина де-малхута дина лишь непосредственными интересами властей (в частности, налогообложением), однако большинство полагает, что принцип распространяется также и на область частного права. Как Талмуд, так и последующие авторитеты постановляют, что в судебных исках между евреем и неевреем этот принцип действен даже тогда, когда решение суда противоречит закону Торы (ББ. 54б; Майм. Яд., Хилхот Зхия 1:15).

Принятие Галахой принципа дина де-малхута дина, однако, не означало отказа от еврейского законодательства, о чем свидетельствует богатое юридическое творчество вавилонского еврейства последующих столетий в области частного и гражданского права.

 ИУДАИЗМ > Еврейское религиозное право
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту дин Динезон Я‘аков следующая статья по алфавиту