главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Гэри Фрэнк. Электронная еврейская энциклопедия

Гэри Фрэнк

КЕЭ, том Доп. 3, кол. 130–132
Опубликовано: 2003

ГЭ́РИ Фрэнк Оуэн (Frank Owen Gehry; Эфраим Голдберг; род. в 1929 г., Торонто), американский архитектор.

Дед Гэри, иммигрант из Польши, занимался торговлей строительными материалами, отец был владельцем магазина торговых и игровых автоматов в городе Тименс (провинция Онтарио). Подростком Гэри столкнулся с грубым антисемитизмом, и психологическая травма после избиения побудила его переменить фамилию и отойти от еврейских традиций семьи. В возрасте 17 лет Гэри переехал с родителями в Лос-Анджелес и впоследствии получил американское гражданство. Изучал архитектуру в университете штата Южная Каролина (1954 г. — степень бакалавра), затем — городское планирование в Гарвардском университете (1957 г. — степень магистра). Работал в архитектурно-проектных бюро В. Грюна, Перейры и Лакмэна в США, затем (1961) у архитектора Андре Ремонде во Франции. Работая в Париже, Гэри изучал архитектурные особенности романских церквей, а также работы современных европейских архитекторов, в первую очередь Ле Корбюзье, у которого учился творческой интерпретации органических форм. В 1962 г. Гэри вернулся в Лос-Анджелес и открыл собственное бюро, которое со временем превратилось в одну из ведущих архитектурных фирм мира (в начале 21 в. — более 200 архитекторов).

В работах 1960-х гг. заметно влияние кубизма (например, дом-студия Данцигера в Голливуде, 1964). Уже в ранний период творчества Гэри проявил себя мастером ансамбля, умеющим объединить несколько порой разностильных зданий в единое целое. Так, при реконструкции собственного дома в Санта-Монике (1979) архитектор противопоставил зданию в традиционно колониальном стиле нарочито простые, угловатые пристройки. Новшество вызвало возмущение соседей, тогда Гэри обнес дом оригинальной сетчатой оградой. Архитектурная война привлекла внимание прессы и принесла Гэри известность. Принцип «теневых конструкций», в том числе сетчатой ограды, был с успехом применен в ряде других проектов.

В 1970-е гг. Гэри выработал своеобразный деконструктивистский стиль, опирающийся на принцип коллажа и применение «грубых» материалов (фанера, металлическая сетка, рифленое железо, деревянные распорки), которые создавали впечатление незаконченности его работ. Уникальность творчеству Гэри придает его скульптурный подход к архитектуре: каждое здание мыслится как скульптура, отвечающая своему окружению и назначению. Так, проектируя гостевые помещения при доме Уинтона в Уэйзате (штат Миннесота, 1984), построенном по проекту Филипа Джонсона в 1952 г., Гэри создал архитектурный ансамбль, объединивший это здание и однокомнатные постройки, которые производят впечатление собрания скульптур.

С конца 1980-х гг. Гэри выполнял разноплановые масштабные проекты не только в США, но и в других странах, в том числе: Музей дизайна в Вейле (Германия, 1987), Центр досуга в Евродиснее (1988–92), Американский центр в Париже (1990–94), Центр изобразительных искусств в университете Толедо (1990–92), жилой квартал во Франкфурте-на-Майне (1996–99), спортивный центр в Анахайне (Калифорния, 1993–95), банк в Берлине (1996–99), новая таможня в Дюссельдорфе (1999), башня Гэри в Ганновере (2000–2001). Опираясь на компьютерное моделирование, архитектор экспериментирует, избирая порой экстравагантные решения, — например, гигантский бинокль, образующий вход в Центр Хиата (Венеция, штат Калифорния, 1975–91); рыбный ресторан в форме рыбы (Кобе, Япония, 1986); силуэт танцующей пары в здании «Джинджер и Фред», названном в честь известных голливудских танцоров (Прага, 1995).

Лейтмотивом своего творчества Гэри считает стремление воспроизвести совершенство очертаний и подвижность рыбы. В метафорической форме этот мотив отражен в наиболее знаменитом произведении Гэри — Музее Гуггенхайма (см. Гуггенхайм, семья) в Бильбао (1991–97), который стал символом города и привлекает массу туристов. Тот же мотив присутствует и в скульптуре Гэри: рыба со стеклянной чешуей (музей Уокера, Миннеаполис), 35-метровая «плывущая рыба» в Олимпийской деревне Барселоны (1992). Рыбья чешуя подсказала использование листового покрытия из серебристого титана, которое с 1990-х гг. стало характерным признаком спроектированных Гэри зданий. Среди последних работ архитектора — проекты нового Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке (2000), онкологического центра в Данди (Великобритания, 2003), Музея толерантности в Иерусалиме (2002). В связи с последним проектом Гэри неоднократно посещал столицу Израиля, участвовал в культурной жизни страны.

Оригинальностью отличаются работы Гэри в области дизайна мебели, предметов обихода, интерьера (например, «Титановое кафе» в Нью-Йорке, 2000).

Гэри удостоен более 100 наград, в том числе престижной Притцкеровской премии, присуждаемой за достижения в области архитектуры (1989). Творчеству Гэри посвящены многочисленные статьи и монографии.

 ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ > Искусство
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Гуш-‘Эцион Гюдеман Мориц следующая статья по алфавиту