главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Грец Генрих. Электронная еврейская энциклопедия

Грец Генрих

КЕЭ, том 2, кол. 214–216
Опубликовано: 1982
Г. Грец. Jewish Encyclopedia (1901–1912).

ГРЕЦ Генрих (Graetz, Heinrich; Гирш; 1817, Ксёнж-Велькопольски, ныне Польша, – 1891, Мюнхен), историк, автор первого монументального труда по всеобщей истории евреев, исследователь Библии. Сын мясника. Готовился к раввинской карьере. В 1831 г. Грец отправился в Вольштейн (Вольштын), где до 1836 г. изучал в местной иешиве Талмуд и раввинистическую литературу, самостоятельно занимаясь светскими науками, латынью, французским и греческим языками. В 1837 г. приехал в Ольденбург (Нижняя Саксония) по приглашению Ш. Р. Гирша, под руководством которого продолжал свои занятия до 1840 г. В 1842 г. благодаря своей эрудиции получил особое разрешение поступить без аттестата зрелости в Бреславский университет, где изучал восточные языки и философию. Постепенно Грец перешел от крайней ортодоксальности к умеренно религиозному либерализму. Не имея возможности как еврей получить степень доктора философии в Бреславском университете, Грец в 1845 г. защитил в Йенском университете диссертацию, изданную в 1846 г. под названием «Гностицизм и иудаизм». Сдав экзамены на звание учителя, Грец с 1850 г. преподавал в ортодоксальной религиозной еврейской школе в Лунденбурге (Моравия), а зимой 1852–53 гг. по приглашению еврейской общины в Берлине читал лекции по еврейской истории для кандидатов на звание раввина. С 1854 г. и до конца жизни был доцентом Бреславской раввинской семинарии, ректором которой был З. Франкель. В 1869 г. Грец получил звание почетного профессора Бреславского университета. С 1869 г. по 1887 г. был сотрудником, а также редактором «Монатсшрифт фюр гешихте унд виссеншафт дес юдентумс», пропагандиста идей Виссеншафт дес юдентумс. Грец интересовался деятельностью Альянса, с большим сочувствием относился к зарождавшемуся еврейскому национальному движению. Посетив в 1872 г. Палестину, Грец выступил с резкой критикой социальных условий и образования в Эрец-Исраэль тех лет, особенно остро критикуя систему халукки. После Катовицкого съезда (1884) он примкнул к палестинофильскому движению Ховевей Цион, но вскоре отошел от него, сославшись на якобы политический характер движения. В 1888 г. Грец был избран почетным членом Испанской королевской академии наук в Мадриде.

Главным трудом Греца является «История евреев с древнейших веков до настоящего времени» (11 тт., 1853–75). Хотя целый ряд попыток написать еврейскую историю предпринимали и ранее как христиане (например, Ж. Банаж, 1653–1725), так и евреи (И. М. Йост), труд Греца был первым систематическим изложением истории евреев как летописи духовной жизни народа. Сначала появился четвертый том, охватывающий историю евреев от разрушения Второго храма и до завершения Вавилонского Талмуда (конец 5 в.). Исторический материал был обработан Грецом в духе традиционного иудаизма; так, он отвергал принятые в исторической науке тех лет теории о различных источниках Пятикнижия. Однако несколько критический подход Греца к другим библейским текстам вызвал недовольство ортодоксальных кругов.

Летопись еврейского народа Грец начинает с завоевания Ханаана Иехошуа бин Нуном. Библейские источники Грец принимал как исторически достоверные, а при описании исторических событий периода Второго храма он использовал труды Иосифа Флавия и критические толкования талмудических и новозаветных текстов. Вся история еврейского народа после разрушения Храма рассматривается Грецом как поступательный процесс развития идеи иудаизма, в котором доминирует рациональное начало. Поэтому он отрицательно относился к таким мистическим течениям, как каббала и хасидизм, с одной стороны, а с другой — к возникшему в то время реформистскому движению в иудаизме (см. Реформизм в иудаизме), считая их чужеродными явлениями. Исходя из своей высокой оценки иудаизма и анализируя все то, что христианская церковь совершила против евреев, Грец пришел к выводу о неспособности христианства как религиозного и этического учения служить основой здорового общества. Он подверг исторической критике литературные источники христианства, что вызвало сильный антагонизм шовинистически настроенной немецкой публики и явное недовольство ассимиляторов-евреев. Прусский националист, близкий к антисемитизму, историк Г. Трейчке (1834–96) обвинил Греца в узком еврейском шовинизме и в создании препятствий на пути к интеграции немецких евреев в культурной жизни Германии.

«История евреев» была огромным научным достижением. Для создания своего труда Грец впервые привлек обширный круг печатных источников на разных языках, в том числе новейшие труды по всеобщей истории. Сочетая метод историко-филологического анализа и научную интуицию, Грец осветил ряд важных исторических событий в жизни еврейского народа. Документы, обнаруженные в Каирской генизе после смерти Греца, подтвердили ряд его предположений относительно возникновения и развития пиюта, а также событий, имевших место в период гаонов.

«История евреев» Греца — это история еврейской мысли и страданий народа. Политический, социальный и экономический аспекты еврейской истории и даже общинный быт не были им исследованы с тем вниманием, которое было уделено духовной жизни еврейства, поскольку он не обращался к неизданным архивным источникам (респонсы и пинкасы), содержавшим обширный материал по истории общин. Как историка Греца отличает иногда наивный рационализм. В последних томах Грец сконцентрировал внимание на немецком еврействе, более прогрессивном, с его точки зрения, и не уделил надлежащего внимания истории евреев в Польше, России и Турции, что сделало изложение фрагментарным. Грец писал живо и увлекательно, часто отходя от строго научного стиля изложения, хотя и вдавался порой в риторику. Труд Греца произвел сильное впечатление на общественность его времени и оказал определяющее влияние на дальнейшее развитие еврейской исторической науки.

«История евреев» была переведена (частично еще при жизни автора и под его наблюдением) на иврит (1890–99) и идиш, а также на русский (полностью в 1904–1907 гг.), английский, французский и другие языки. Сокращенный вариант этого труда «Популярная история евреев» (1888–1891) получил широкое распространение на многих языках.

 ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА > Наука о еврействе
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту грех Греция следующая статья по алфавиту