главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
города-убежища. Электронная еврейская энциклопедия

города-убежища

КЕЭ, том 2, кол. 180–181
Опубликовано: 1982

ГОРОДА́-УБЕ́ЖИЩА (עָרֵי מִקְלַט, арей миклат), в Библии — шесть городов (в Ханаане — Кедеш, Шхем и Хеврон; в Заиорданье — Бецер, Рамот и Голан), где совершившие неумышленное убийство могли найти убежище и защиту от кровной мести.

О праве невольного убийцы на такого рода защиту в месте, предназначенном для этой цели, говорится уже в книге Исход (21:13), но из следующего за этим стиха явствует, что под местом укрытия подразумевается жертвенник. В этом библейское законодательство отлично от обычаев других народов древности, согласно которым любой (а не только невольный) убийца мог найти убежище в святилище (Тацит, Анналы 3:60–63).

Предписание о том, чтобы из 48 городов, предоставленных левитам (см. Леви) в наделах колен Израиля, три города в Заиорданье и три в Ханаане были выделены как города-убежища, было объявлено Моисеем при подходе евреев к границам Земли обетованной (Чис. 35:6, 13, 14; Втор. 19:2, 7, 9). Заиорданские города-убежища перечислены во Второзаконии (4:43), а также названы вместе с городами-убежищами Ханаана, которые выделил Иехошуа бин Нун (ИбН. 20:7, 8).

Авторы Талмуда и позднейшие авторитеты, восстанавливая по Библии и преданиям статус городов-убежищ, утверждают, что спасающийся от кровной мести имел право искать убежища во всех 48 городах левитов (Мак. 13а; Майм. Яд., Роцеах 8:9), но в шести городах-убежищах это право предоставлялось ему безоговорочно и безвозмездно (Тосеф., Мак. 3:6), тогда как в остальных 42 городах он мог проживать только по специальному разрешению общины и должен был платить за жилье (Мак. 13а; Майм., там же 8:10). Дороги, ведущие в города-убежища, должны были содержаться в исправности и иметь на перекрестках дорожные знаки, указывающие направление в города-убежища (Мак. 10б; Тосеф., Мак. 3:5; Майм., там же 8:5). Старейшины городов-убежищ, выслушав заявление просящего укрытия, давали ему временный приют в городе до разбора дела судом. В суд он отправлялся в сопровождении конвоя для защиты от возможных покушений мстителя (Мак. 2:6). Если суд находил убийство умышленным, виновного отдавали в руки мстителя или казнили (Майм., там же 1:2). Если же суд признавал убийство непреднамеренным, убийцу возвращали в город-убежище, где он оставался до смерти первосвященника, при котором произошло убийство, после чего он не подлежал кровной мести и мог жить, где хотел (Чис. 35:25, 28; ИбН. 20:6). До этого убийца не должен был выходить за пределы города-убежища, так как вне города мститель был вправе его убить (Чис. 35:27). Пребывание в городе-убежище являлось для невольного убийцы не только защитой от мести, но и карой; поэтому библейское законодательство запрещало заменять его выкупом (Чис. 35:31–32).

 ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА > Древнейший период
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Горовиц Иеша‘яху бен Аврахам ха-Леви Городенка следующая статья по алфавиту