главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Гольдельман Шалом. Электронная еврейская энциклопедия

Гольдельман Шалом

КЕЭ, том Доп. 3, кол. 111–113
Опубликовано: 2003

ГО́ЛЬДЕЛЬМАН Шалом (Соломон Израилевич; 1885, Сороки, Бессарабия, – 1974, Иерусалим), украинский и израильский экономист, политический и общественный деятель. С 1905 г. — член партии По‘алей Цион. Окончил Киевский коммерческий институт (1913). В 1917 г. был назначен Временным правительством заведующим украинским отделом министерства труда (этот отдел охватывал шесть губерний Украины). По инициативе Гольдельмана в апреле 1917 г. юго-западный отдел По‘алей Цион первым из неукраинских политических организаций признал украинскую Центральную раду, затем ее признали и другие неукраинские организации. В июне 1917 г. Гольдельман вошел в состав украинского правительства как заместитель генерального секретаря труда; позже стал заместителем министра труда. Член исполнительного органа Центральной рады — Малой рады. В период гетманата (май–ноябрь 1918 г.) Гольдельман был главным редактором одесской газеты на идиш «Унзер лебн» («Наша жизнь»), органа По‘алей Цион.

С декабря 1918 г. — вновь заместитель министра труда, а затем заместитель министра торговли в правительстве Директории, возглавляемом украинским социал-демократом В. Чеховским. В начале 1919 г. вместе с правительством Чеховского Гольдельман ушел в отставку. В несоциалистическом правительстве Остапенко Гольдельман не участвовал, но, когда правительство вновь возглавили украинские социал-демократы, Гольдельман вернулся в него, вначале — как эксперт по труду и торговле в кабинете Б. Мартоса (апрель 1919 г.), а затем — в качестве заместителя министра труда в кабинете И. Мазепы. В 1920 г. Гольдельман подал в отставку в связи с уступками, сделанными президентом УНР А. Левицким и головным атаманом С. Петлюрой при переговорах с Польшей (отказ от Западной Украины).

Гольдельман ясно представлял себе глубину еврейско-украинских противоречий, но был убежден в том, что их можно преодолеть разъяснительной работой и совместной деятельностью. Гольдельман знал об антисемитских настроениях в украинской армии, всегда выступал против антиеврейских эксцессов и погромов и изо всех сил старался, чтобы украинское правительство пресекало их, однако его усилия не привели ни к каким серьезным результатам (см. Украина. Евреи Украины в 1914–1920 гг.).

В 1920–22 гг. Гольдельман жил в Вене, где собрались украинские эмигранты, оппозиционные С. Петлюре, сотрудничал в Украинском социологическом институте и в Украинской вольной академии. В 1921 г. написал на украинском языке очерки «Письма еврейского социал-демократа об Украине», а в 1922 г. — «Антисемитизм, большевизм и еврейская политика». В первом из них он дал объективную картину событий, происходивших на территориях, которые контролировало украинское правительство в 1917–19 гг., а во втором предостерегал евреев от «красной ассимиляции», которая, по мнению Гольдельмана, означала для них духовную смерть.

В 1922 г. был членом редакции журнала «Новая Украина». В 1922–29 гг. Гольдельман вначале — доцент, а затем профессор экономико-коммерческого факультета Украинской хозяйственной академии в городе Подебрады под Прагой.

С 1930 г. по 1939 г. жил в Праге, перешел к активной сионистской деятельности. Гольдельман выступал против британской политики ограничения алии, а также призывал советских евреев не строить иллюзий относительно колонизации южной Украины, Крыма и Биробиджана. В 1930 г. организовал в Праге Институт сионистского образования, который в 1934 г. был преобразован в вечернюю Высшую сионистскую школу (существовала до 1938 г.). Написал книгу «Очерки социально-экономической структуры еврейского народа» (часть 1, 1930).

В августе 1939 г. Гольдельман переехал в Эрец-Исраэль. Жил в Хайфе, затем поселился в Иерусалиме. Осенью 1940 г. основал заочный Институт сионистского образования, который просуществовал двадцать лет. В 1942–45 гг. читал серию лекций о еврействе Советского Союза. В них утверждал, что единственное решение еврейской проблемы в Советском Союзе — выезд евреев в Эрец-Исраэль. В 1950 г. был одним из организаторов Лиги борьбы против религиозного принуждения в Израиле.

С 1950 г. Гольдельман вел активную переписку с украинскими эмигрантами и сотрудничал в их прессе. В 1963 г. в Мюнхене вышла его книга на украинском языке «Еврейская автономия на Украине, 1917–1920».

В 1963 г. Украинская академия наук в Киеве опубликовала антисемитский пасквиль Т. Кичко «Иудаизм без прикрас». В связи с этим в украинской диаспоре была развернута широкая кампания против «антисемитизма москалей», которые поручили Т. Кичко поссорить евреев с украинцами. Президент УНР в изгнании Н. Левицкий (сын А. Левицкого, см. выше) обратился к Гольдельману с предложением вместе с ним участвовать в борьбе евреев и украинцев против московского антисемитизма. Гольдельман отверг это предложение, отметив, что антисемитов среди украинцев отнюдь не меньше, чем среди русских, что антисемитских пасквилей в украинской диаспоре издается ничуть не меньше, чем в Советском Союзе, что украинским интеллектуалам следует отказаться от фальсификации собственной истории, поскольку, только воздерживаясь от апологетизации своих народов и правдиво освещая прошлое, можно наладить взаимопонимание и сотрудничество между евреями и украинцами.

 ЕВРЕИ РОССИИ (СССР) > Еврейские движения, партии, организации
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Гольдблат Моше Гольденберг-Гетройтман Лазарь следующая статья по алфавиту