главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Гинсберг Аллен. Электронная еврейская энциклопедия

Гинсберг Аллен

КЕЭ, том Доп. 3, кол. 88–89
Опубликовано: 2003

ГИ́НСБЕРГ Аллен (Ginsberg, Irwin Allen; 1926, Ньюарк, Нью-Джерси, – 1997, Нью-Йорк), американский поэт. Родители Гинсберга происходили из еврейских семей, приехавших в США из России, работали преподавателями в школе. Отец, Луис Гинсберг (1896–1976), автор двух книг стихотворений, привил сыновьям любовь к поэзии, мать стремилась приобщить их к коммунистическим идеям. Аллен остро переживал болезнь матери, у которой развивалась паранойя. В 1943 г. Гинсберг поступил в Колумбийский университет, где вошел в богемную компанию, ставшую впоследствии ядром культуры битников. В 1945 г. Гинсберга отстранили от занятий за эпатирующие выходки, но через год он продолжил учебу и в 1948 г. получил степень бакалавра. В конце 1940-х – начале 1950-х гг. Гинсберг, пройдя курс лечения в психиатрической больнице, странствовал по Америке, перебивался случайными заработками, часто выступал с чтением стихов перед молодежной аудиторией.

Главные темы стихов этого периода, позднее вошедших в сборник «Пустое зеркало» (1961), — ощущение своей ущербности, жажда признания и примирения с собой и миром. В 1955 г. Гинсберг с триумфом выступал с чтением поэмы «Вопль», резкие ритмы, разговорная лексика и галлюцинаторная образность которой с небывалой силой и предельной откровенностью выражали протест поэта против разрушающего воздействия механистического общества, порыв к «реабилитации естественного человека» во всех его проявлениях. В 1956 г. вышла книга Гинсберга «Вопль и другие стихотворения», тираж которой был конфискован из-за «непристойного содержания». Последовавшее судебное разбирательство лишь увеличило известность автора. «Вопль» был воспринят как манифест молодого поколения, стал одним из самых популярных поэтических произведений 20 в., был переведен на 28 языков. Скандальная атмосфера окружала и появление поэмы Гинсберга «Каддиш» (1961), посвященной памяти матери. Ее детские воспоминания о первых годах жизни в Америке и вынесенное в заглавие поэмы название молитвы (см. Каддиш) резко контрастировали с граничащими с кощунством описаниями гомосексуальных склонностей автора и сцен безумия матери.

В 1960-х гг. творчество и личность Гинсберга стали одним из символов культуры молодежного движения хиппи. Этому способствовало его активное участие в различных массовых акциях: за узаконение наркотиков и за права сексуальных меньшинств, против войны во Вьетнаме, в поддержку кубинской революции и т. д. Однако поездка на Кубу и в Чехословакию (1965) окончилась для Гинсберга высылкой за выступления в защиту свободы слова. Посещение Советского Союза, где он познакомился с Е. Евтушенко и А. Вознесенским, привело Гинсберга к осознанию того, что «гнет государства» при советском режиме еще тяжелее, чем при капитализме. Наиболее значимым для Гинсберга было путешествие в Индию, отразившееся в «Индийских дневниках» (1970), после которого он стал приверженцем тибетской формы буддизма — ламаизма — и впоследствии стремился распространить его в США. Впечатления и ассоциации, связанные с поездками по США, составили основу книги стихов Гинсберга «Падение Америки» (1972), удостоенной Национальной книжной премии. Произведения Гинсберга уже не воспринимались как нечто провокативное, благодаря расширению рамок официальной культуры он был признан достойным продолжателем У. Уитмена. В 1974 г. Гинсберг был избран в Американскую академию искусств и литературы.

Вместе с тем многие стихи конца 1970–80-х гг. проникнуты горьким чувством пережившего свое время пророка (сборник «Ода Плутону», 1981, и др.). Одним из главных мотивов позднего творчества Гинсберга была тема старения и смерти, связанная со смертью родителей (цикл стихов на смерть отца, сборники «Посещение отца и друзей» /1993/ и «Белый саван» /1986/ — своеобразный эпилог поэмы «Каддиш»).

Пессимистические настроения, подчас окрашивающие его поэзию мрачным юмором, не мешали Гинсбергу по-прежнему активно участвовать в движениях протеста против испытаний атомной бомбы или загрязнения окружающей среды, против милитаризма или политики израильского правительства по отношению к палестинцам. Последнее связано со своеобразным отношением Гинсберга к еврейству. Он утверждал, что быть наркоманом в Америке все равно, что быть евреем в нацистской Германии, а впервые оказавшись в Израиле в 1961 г., испытывал желание стать арабом. В 1988 г. Гинсберг приезжал в Израиль для участия в демонстрации движения Шалом ахшав. В 1980–90-е гг. Гинсберг занимался преподавательской деятельностью, выступал с рок-группой, участвовал в работе первого в США буддийского колледжа (где основал школу поэтики, названную именем его друга Дж. Керуака).

Гинсбергу был присужден французский орден Почетного легиона и ряд других престижных наград. Его произведения были переведены на многие языки.

 ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ > Литература. Журналистика
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Гинзбург Шаул Гинцберг Леви следующая статья по алфавиту