главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
хиллула. Электронная еврейская энциклопедия

хиллула

КЕЭ, том 9, кол. 813–814
Опубликовано: 1999

ХИЛЛУЛА́ (הִלּוּלָה; на арамейском הִלּוּלָא), празднество, торжественное свадебное празднество; ныне — поминовение выдающихся законоучителей и раввинов в годовщину их смерти, часто отмечаемое народным гулянием и паломничеством к их могилам. Обозначение поминовения словом хиллула указывает, согласно каббале, на гармоническое соединение всех высших миров, происходящее в день смерти великого человека. В гомилетических (см. Гомилетическая литература) интерпретациях (например, в трудах Моше Алшеха) смерть святого человека — мистическое бракосочетание его души с Богом.

Массовая хиллула в Израиле проводится 18 ияра в Лаг ба-‘омер на горе Мерон, где по преданию находятся могилы рабби Шим‘она бар Иохая и его сына рабби Эл‘азара, 14 ияра в Тверии у гробницы Меира Ба‘ал ха-Нес (см. Меир), с 1985 г. — 4 швата в Нетивот на могиле рабби Исраэля Абу-Хацира (известен как Баба-Сали; см. Абу-Хацира, семья). Сходные с хиллулой церемонии, но со значительно меньшим числом участников, проходят 14 хешвана близ Бет-Лехема у гробницы Рахили (кевер Рахель) и 18 ияра в Иерусалиме на могиле Шим‘она Праведного.

Вне Эрец-Исраэль хиллула проводилась в еврейских общинах острова Джерба (Тунис) в Лаг ба-‘омер. Во главе праздничной процессии несли богато украшенный канделябр с зажженными свечами (менорат Шим‘он бар Иохай), а за ним люди несли корзины с едой и сосуды с напитками. Процессию сопровождали музыканты.

Хиллулой можно считать Мимуну (22 или 23 нисана), которая из праздника еврейских общин Магриба (особенно Марокко) превратилась в народное гуляние (массовые пикники) большинства восточных общин Израиля.

Хиллула де-рабби Шим‘он бар Иохай начала отмечаться с 16 в. в эпоху Ицхака Лурии (Ха-Ари). Как утверждал рабби Хаим Витал, сам Ха-Ари вместе с семьей отмечал Лаг ба-‘омер на могиле Шим‘она бар Иохая и совершил там обряд первой стрижки волос своего трехлетнего сына (халака). Вечером, с началом хиллулы на горе Мерон, участники празднества в экстатическом танце часто бросали в огонь дорогие вещи, одежду и деньги (в конце 19 в. раввины выступили с протестом против этого обряда, не видя в нем никакого духовного смысла). На следующий день проводилась церемония халаки, и волосы детей также бросали в огонь. В Израиле в хиллуле де-рабби Шим‘он бар Иохай принимают участие десятки тысяч людей.

Обычай проведения хиллулы вызвал недовольство некоторых раввинских авторитетов (например, М. Софера в «Хатам Софер»; рабби А. Л. Болховера /Лифшиц; 1801–81/ в «Шем Арье», Вильна, 1873).

 ИУДАИЗМ > Обряды и обычаи
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту хиллул-ха-Шем Хилмен Сидни следующая статья по алфавиту