главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Владигеров Панчо. Электронная еврейская энциклопедия

Владигеров Панчо

КЕЭ, том Доп. 2, кол. 283–284
Опубликовано: 1995

ВЛАДИГЕ́РОВ Панчо (Vladigerov, Pancho; 1899, Цюрих, – 1978, София), болгарский композитор, пианист, дирижер и педагог. Детство Владигерова прошло в городе Шумен, где служил прокурором его отец, болгарин по национальности. За открытое несогласие с политикой правительства отец Владигерова подвергался преследованиям и умер в 1908 г. от побоев, перенесенных в тюрьме. Панчо и его брата-близнеца Любена воспитала мать, Элиза, урожденная Пастернак, оказавшая большое влияние на их творческое формирование. Она выросла в Одессе, в интеллигентной еврейской семье, где любили музыку; дед Владигерова, профессор математики, был композитором-любителем. Попав в Шумен в качестве врача, мать Владигерова после смерти мужа вернулась к своей профессии и в 1910–12 гг. работала в Софии, а в 1912 г. переехала в Берлин, желая дать детям хорошее музыкальное образование.

Владигеров изучал основы теории музыки у Д. Христова в Софии (1910–12), затем учился композиции и игре на фортепиано у П. Юона в берлинской Высшей школе музыки (1912–18), у Ф. Гернсхайма и Л. Крейцера (1884–1953) в Немецкой академии искусств (окончил в 1921 г.). В 1918 г. Владигеров и его брат-скрипач были призваны в болгарскую армию, но благодаря репутации талантливых музыкантов весь срок военной службы (1918–20) занимались концертной деятельностью, пользуясь большим успехом. Владигеров написал в эти годы ряд произведений: «В народном духе», «Легенда» для тенора и оркестра, десять пьес из цикла «Впечатления» и другие. В 1920–32 гг. Владигеров — музыкальный руководитель и дирижер Немецкого театра в Берлине, для которого писал музыку к пьесам У. Шекспира, Б. Шоу, А. Стриндберга и других, поставленным М. Рейнхардтом. В этот период он много выступал в Германии как пианист, давал авторские концерты в Париже, Праге и других городах. Каждый год Владигеров с братом концертировали в Болгарии. В сентябре 1932 г. Владигеров вернулся на родину уже именитым музыкантом и получил должность профессора Государственной музыкальной академии в Софии.

В годы Второй мировой войны фашистские круги Болгарии пытались добиться запрета на исполнение произведений Владигерова на родине, так как его имя было внесено в расистский «Лексикон евреев в музыке», однако встретили резкий отпор со стороны музыкальной общественности. После свержения профашистского режима в 1944 г. Владигеров активно участвовал в музыкальной и общественной жизни страны, представлял Болгарию на международных музыкальных конгрессах, входил в жюри международных конкурсов и фестивалей. В его классе в Государственной музыкальной академии в Софии воспитывались виднейшие болгарские композиторы.

В основе творчества Владигерова — болгарский фольклор, творчески им переосмысленный. В ранних работах 1910–20-х гг. (Первая симфония, Соната для скрипки и фортепиано, Менуэт, Колыбельная и Сельский танец, Первый концерт для фортепиано и другие) национальный мелос претворен в традиционно-романтическую форму. В зрелых произведениях — Болгарская рапсодия для скрипки с оркестром «Вардар» (1951), симфонические танцы «Хора» (1931) и «Рученица» (1932), Второй, Третий, Четвертый и Пятый фортепианные концерты (1930–1962), опера «Царь Калоян» (1936), балет «Легенда об озере» (1946) и другие — народно-национальная основа симфонизирована, реализована средствами современного письма. Композитор часто обращался к мелодиям, построенным на несимметричных размерах и ритмах (названных Б. Бартоком «болгарскими»), к диссонирующим звукосочетаниям, к нетрадиционным ладам и инструментальным эффектам (перестраивание инструмента в процессе игры, удары согнутым большим пальцем о деку скрипки и т. п.). Одно из наиболее ярких произведений Владигерова — «Еврейская поэма» для оркестра (1951), задуманная как дань памяти жертвам Катастрофы; в ее основе один из вариантов мелодии заупокойной молитвы Каддиш.

Среди исполнителей произведений Владигерова — дирижеры Л. Стоковский, А. Никиш, Ю. Орманди (1899–1985), Б. Вальтер, Н. Рахлин, К. Кондрашин (1914–81), скрипачи Д. Ойстрах, М. Полякин, Б. Лечев, пианист Э. Гилельс.

Владигеров удостоен многих болгарских наград и премий, в том числе дважды (1950 и 1953 гг.) Димитровской премии. В Шумене, где композитор провел юные годы, открыт в 1983 г. Дом-музей Владигерова.

Сын и ученик Владигерова, Александр Владигеров (1933–93), болгарский композитор и дирижер.

 ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО > Музыка
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Вишняк Марк Владимир-Волынский следующая статья по алфавиту