главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Берав Я‘аков. Электронная еврейская энциклопедия

Берав Я‘аков

КЕЭ, том 1, кол. 354–356
Опубликовано: 1976

БЕРА́В (Бейрав) Я‘аков (Berab; 1474, близ Толедо, – 1541, Цфат), раввин, галахический авторитет (см. Галаха). После изгнания евреев из Испании (1492) Берав отправился в Марокко. В 18-летнем возрасте был назначен раввином Феса. После нескольких лет пребывания там Берав отправился в путешествие, во время которого побывал в Египте, Эрец-Исраэль (Иерусалим, Цфат) и Сирии (Халеб, Дамаск). Во время посещения Беравом городов, где жили евреи, вокруг раввина собирались толпы учеников, перед которыми он излагал свое толкование Торы. На всем протяжении своей деятельности Берав стремился к тому, чтобы вынесенные им решения по галахическим вопросам принимались как окончательные и непреложные.

Когда Берав находился в Египте, у него возникла, под влиянием мессианских настроений, широко распространившихся в то время, идея возродить институт смихи (рукоположение в раввины). Институт этот в то время не существовал, поскольку по еврейской традиции считалось, что прерогатива рукоположения восходит через цепь самухов (рукоположенных) к Моисею, но цепь эта прервалась, по различным версиям, в 4 в., 5 в. или 11 в. В своей попытке возродить смиху Берав опирался на Маймонида, который полагал, что раввины Эрец-Исраэль могут назначить одного из своей среды первым самухом для того, чтобы он, в свою очередь, был компетентен возводить в сан раввина других лиц, которые составили бы Синедрион (Яд, Санх. 4:11).

В 1538 г. Бераву, который периодически жил в Цфате по крайней мере с 1524 г., удалось склонить на свою сторону живших в этом городе законоучителей, в том числе Иосефа Каро, и 25 раввинов сделали его первым самухом, уполномочив возводить в раввинский сан других с целью создания Синедриона. Желая убедить всех, что он преследовал лишь интересы веры, Берав хотел рукоположить первым одного из основных своих противников, главного иерусалимского раввина Леви бен Я‘акова Ибн Хабиба, но тот не только не согласился принять смиху от Берава, но выступил против решения раввинов Цфата, как противоречащего Галахе. Сопротивление Леви Ибн Хабиба задержало осуществление замыслов Берава. Дискуссия между раввинами Иерусалима и Цфата по вопросу о смихе длилась три месяца. Очевидно в результате доноса власти вынудили Берава покинуть страну. Ввиду того, что согласно Галахе, смиха не может быть дана вне Эрец-Исраэль, Берав, опасаясь, что ему не удастся вернуться, дал смиху четырем раввинам Цфата, в том числе Иосефу Каро. Леви Ибн Хабиб, считая это проявлением неуважения к его мнению, публично выступил против возрождения института смихи.

Поселившись в Дамаске, Берав продолжал дискутировать с Ибн Хабибом по поводу истинности его возражений. Сторону Ибн Хабиба принял другой крупный авторитет, живший в Египте, рабби Давид бен Шломо Ибн Аби Зимра. Идея воссоздания Синедриона, таким образом, завершилась неудачей. Более того, подвергнута была сомнению правомочность Берава как самуха. Тем не менее, получившие от Берава смиху рукополагали других, и преемственность рукоположения сохранялась в течение четырех поколений.

Берав написал комментарий ко всем тем частям свода Маймонида «Мишне Тора», которые не рассмотрены в комментарии Видала Иом-Това из Толозы (Каталония) «Маггид мишне», а также комментарии к трактату Киддушин и респонсы. Многие из галахических решений Берава мы находим в трудах его современников, особенно у Иосефа Каро.

Внук Берава, Я‘аков бен Аврахам (умер в 1599 г.), также был раввином и галахическим авторитетом. С 1563 г. его имя упоминается в документах рядом с именами других известных раввинов Цфата. К 1593 г. он стал самым выдающимся законоучителем этого города и рукополагал в раввины. Не сохранилось ни одного из его произведений, но многочисленные принадлежавшие ему респонсы содержатся в трудах ряда его современников.

 ИУДАИЗМ > Раввинистические авторитеты
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Бер-Хофман Рихард Бервальд Александр следующая статья по алфавиту