главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Бельгия. Электронная еврейская энциклопедия

Бельгия

КЕЭ, том 1 + Доп. 2, кол. 329–331 + 154–157
Опубликовано: 1995
Обновлено: 16.08.2006

БЕ́ЛЬГИЯ, государство на северо-западе Европы. Евреи впервые поселились на территории современной Бельгии в начале 13 в., когда здесь существовало несколько феодальных государств. Евреи переселялись сюда, вероятнее всего, из крупных прирейнских общин. В 1306 г. евреи были изгнаны из Франции, и некоторые из них нашли убежище в графстве Эно. В 1309 г. в Лувене были убиты евреи, отказавшиеся принять крещение. В 1348–49 гг., во время «чёрной смерти», многие евреи были казнены по обвинению в распространении чумы и отравлении колодцев, а другие были убиты в погромах.

В 1370 г. многие евреи Брюсселя и Лувена были сожжены на кострах по обвинению в гостии осквернении. До конца 15 в. число евреев на территории Бельгии было незначительным. В начале 16 в. здесь снова стали селиться евреи, преимущественно марраны. Большинство марранов получило разрешение обосноваться в Антверпене. Их численность возрастала по мере усиления преследований евреев в Португалии. Однако после основания еврейской общины в Амстердаме поток марранов устремился туда.

После оккупации Нидерландов армией революционной Франции в 1794 г. евреи получили возможность свободно селиться в Брюсселе и Антверпене. В 1831 г., с провозглашением независимости Бельгии, ее гражданам была предоставлена свобода вероисповедания. В конце 19 в. возрос приток в Бельгию евреев из Центральной и Восточной Европы. В Брюсселе евреи испытывали сильное влияние французской культуры, а в Антверпене в равной степени были распространены идиш и фламандский язык.

Община Антверпена противилась ассимиляции более успешно, чем брюссельская, и считалась оплотом иудаизма в Европе. Это объяснялось тем, что в Антверпен, где быстро развивалась алмазная промышленность, постоянно прибывали новые еврейские иммигранты. В начале 20 в. 75% работников алмазной промышленности и торговцев бриллиантами Бельгии составляли евреи.

Накануне оккупации Бельгии Германией в 1940 г. здесь проживали 90–110 тыс. евреев. Из них только 5–10% были гражданами Бельгии. Мужчины — беженцы из Германии находились под наблюдением бельгийской полиции, хотя многие из них вступили в бельгийскую армию добровольцами. После нападения Германии на Бельгию большинство евреев бежало из Бельгии, главным образом во Францию. 22 июля 1942 г. нацисты приступили к истреблению оставшихся в Бельгии евреев. Евреев вызывали на работу, затем заключали в сборный лагерь Доссин невдалеке от Малина (Мехлина), после чего депортировали в лагеря смерти на Востоке.

Евреи Бельгии оказали хорошо организованное и активное сопротивление. Комитет еврейской защиты создал сеть укрытий, благодаря которым были спасены три тысячи детей и десять тысяч взрослых. Значительную помощь евреям оказали также бельгийцы, в том числе деятели католической церкви (особенно кардинал ван Руй).

В 1973 г. в Бельгии (главным образом в городах) жили около 40 тыс. евреев (в том числе 24,5 тыс. в Брюсселе и 13 тыс. в Антверпене). Большинство евреев Бельгии принадлежит к среднему классу и занято в текстильной, швейной, кожевенной и скорняжной отраслях промышленности и в торговле. Многие занимаются различными ремеслами. Важными отраслями занятия евреев Антверпена являются обработка алмазов и торговля бриллиантами. В Бельгии около 100 еврейских организаций. Большим влиянием пользуется Сионистская федерация Бельгии. После создания Государства Израиль разногласия между сионистами (см. Сионизм) и несионистами стали менее острыми.

Благоприятное отношение к Израилю широко распространено среди бельгийцев. Во время Шестидневной войны 1967 г. в демонстрациях в поддержку Израиля участвовали люди различных национальностей, и большая часть прессы Бельгии выступила в защиту Израиля. Значительная часть населения Бельгии продолжала оставаться произраильской и в ходе Войны Судного дня. Бельгия одна из первых установила дипломатические отношения с Израилем. Королева Бельгии Елизавета и король Бодуэн посетили Израиль, а президент Израиля Ицхак Бен-Цви и премьер-министры Давид Бен-Гурион и Леви Эшкол побывали с визитами в Бельгии. Торговые отношения между Израилем и Бельгией развиваются успешно. В 1974 г. израильский экспорт в Бельгию (включая Люксембург) достиг 105,8 млн. долларов, а импорт в Израиль — 142,2 млн. долларов.

По данным Института современного еврейства при Еврейском университете в Иерусалиме, к началу 1990-х гг. численность еврейского населения Бельгии составила около 31 800 человек. Из них в Брюсселе и его окрестностях жили около пятнадцати тысяч человек, во фламандском регионе — около пятнадцати тысяч, в валлонском (франкоязычном) регионе — около 1800. Значительные еврейские общины существовали также в Антверпене (около двенадцати тысяч человек), Льеже, Арлоне, Генте, Остенде (приблизительно по тысяче человек), Шарлеруа (около 500 человек). По сведениям Национального института статистики Бельгии, в конце 1980-х гг. в стране проживали 1498 граждан Израиля (55% из них — в Антверпене, 40% — в Брюсселе, 5% — в других городах). В августе 1974 г. – апреле 1975 г. в Бельгию прибыли 1075 евреев, эмигрировавших из Советского Союза, однако под давлением местных еврейских организаций они большей частью вскоре покинули страну, уехав в США, Канаду и Израиль: уже к июню 1975 г. их оставалось в Бельгии не более 500 человек. Медианный возраст еврейского населения в среднем по Бельгии составляет 40 лет (в Брюсселе — 50 лет, в Антверпене, где немало многодетных ортодоксальных семей, — 30 лет). В Брюсселе и небольших общинах среди евреев преобладают торговцы, бизнесмены, представители свободных профессий (врачи, адвокаты и другие), в Антверпене — ювелиры и перекупщики алмазов. Бельгийские евреи не принимают активного участия в политической жизни страны; среди немногих крупных политических деятелей еврейского происхождения — Ж. Голь из Льежа, возглавлявший в 1980-х гг. Либеральную партию и занимавший пост заместителя премьер-министра Бельгии.

В начале 1990-х гг. в Бельгии насчитывалось 15 официально зарегистрированных еврейских общин, в том числе семь в Брюсселе, три в Антверпене, и по одной в Арлоне, Генте, Льеже, Остенде и Шарлеруа. Все они действуют под эгидой Центральной еврейской консистории Бельгии, которой руководит главный раввин страны и которая считается единственным представительным органом бельгийского еврейства. Власти не регистрируют не входящие в консисторию общины белзских, вижницких и сатмарских хасидов (см. Хасидизм, Вижниц) в Антверпене и сравнительно крупную «либеральную» (см. Реформизм в иудаизме) общину Брюсселя, имеющую собственное кладбище и хевра каддиша. Созданная в 1988 г. община Ватерлоо и Южного Брабанта (область, примыкающая к Брюсселю), в которую входят главным образом выходцы из англоязычных стран, получила официальное признание лишь в 1992 г. В Бельгии — 48 синагог, в том числе 28 — в Антверпене, 13 — в Брюсселе, по одной в Арлоне, Генте, Кнокке-Хейсте, Льеже, Монсе (где находится штаб-квартира НАТО), Остенде и Шарлеруа. Число работающих в Бельгии раввинов и дипломированных руководителей общин постепенно растет: в середине 1970-х гг. их было 22, в первой половине 1990-х гг. уже 27. По характеру еврейской религиозной жизни Антверпен резко отличается от остальных городов страны: если в Брюсселе и в небольших общинах подавляющее большинство евреев лишь частично следуют традициям, то в Антверпене значительно больше, нежели в любом другом европейском городе, соблюдаются суббота и кашрут, а взрослые мужчины регулярно посещают синагогу. Основную часть верующих евреев в Антверпене составляют ортодоксы, среди которых много хасидов. Значительная часть общин Брюсселя и других городов не имеет четкой ориентации, однако и здесь с начала 1980-х гг. постепенно усиливаются традиционалистские тенденции.

В Бельгии существует разветвленная система еврейского образования. В Брюсселе и Антверпене — по три еврейские средние школы, признанные государством и в значительной степени субсидируемые им (свыше трех тысяч учащихся). В Антверпене, кроме того, есть несколько частных еврейских религиозных школ и специальная школа для детей с отставанием в умственном и физическом развитии. В ряде общеобразовательных школ еврейские предметы преподаются факультативно, за счет бюджета министерства просвещения: в начале 1990-х гг. свыше 60 учителей, назначенных консисторией, вели подобные занятия (два часа в неделю) для 7300 школьников в 247 учебных заведениях. В Бельгии работает несколько иешив, талмуд-тора и хедеров (большей частью в Антверпене). В 1972 г. в Брюсселе был основан открытый факультет иудаистики (см. Наука о еврействе) имени М. Бубера, деятельность которого финансируется государством; с 1986/87 учебного года Свободный университет Брюсселя присваивает ученую степень по истории еврейского народа, еврейской мысли и цивилизации. Воскресная школа в Брюсселе (открылась в 1984 г.), общинные центры в Брюсселе и Антверпене, сионистские (см. Сионизм) молодежные ассоциации и студенческие организации регулярно проводят курсы иврита и идиш, лекции и семинары по истории еврейского народа и сионистского движения, по проблемам современного еврейства. С 1980 г. в Брюсселе действовала постоянная выставка, посвященная истории и культуре евреев Бельгии; в 1990 г. она была преобразована в Еврейский музей. В 1970–80-х гг. в Бельгии выходило несколько еврейских периодических изданий, в том числе еженедельник «Бельгиш исраэлитиш веекблад» (на голландском языке), ежемесячный журнал «Магазен жи» и выходивший раз в два месяца «Регар» (оба — на французском языке). С 1980 г. из Брюсселя вещает Радио жюдаика.

Среди еврейских организаций Бельгии — Молодежная федерация, отделения всех основных сионистских партий и молодежных халуцианских движений (Бней-‘Акива, Ха-Боним-Дрор, Ха-Но‘ар ха-циони, Ха-Шомер ха-ца‘ир), объединенные в Сионистскую федерацию Бельгии (в 1987 г. — более 400 членов, из которых в выборах делегатов 31-го Сионистского конгресса в 1987 г. приняли участие 2434 человек, в выборах делегатов 32-го Сионистского конгресса в 1992 г. — 3140 человек), ложи Бней-Брит, филиалы Маген-Давид адом (служба скорой помощи) и спортивного общества «Маккаби». Многочисленные благотворительные общества объединены в Брюсселе в Центральный совет еврейских социальных служб, финансирующий еврейские школы, два из трех общинных центров города, дом престарелых, три летних лагеря, спортивный клуб и студенческую ассоциацию. В Антверпене под эгидой сходного объединения находятся общество Биккур-холим, учреждения, оказывающие различного рода социальную помощь, молодежные лагеря и дом престарелых; учебные заведения и учреждения культуры (включая крупнейший в Европе общинный центр, существующий с 1970 г.) финансируются здесь из других источников. Координационный комитет еврейских организаций Бельгии насчитывает свыше 20 коллективных членов; консистория, Центральные советы еврейских социальных служб Брюсселя и Антверпена, Сионистская федерация и бельгийская секция Всемирного еврейского конгресса образуют Постоянную конференцию еврейских учреждений Бельгии, которая созывается по мере необходимости для обсуждения крупных проблем, затрагивающих интересы всего бельгийского еврейства, а также организует различные массовые мероприятия. В Антверпене в 1980-х гг. был создан Еврейский общинный комитет, принявший название «Яхад» (`вместе`). Почти все еврейские организации страны (за исключением хасидских общин и сравнительно небольшого ультралевого Союза евреев-прогрессистов, возникшего в начале 1980-х гг.) занимают произраильские позиции. После Шестидневной войны пожертвования в пользу Израиля, в том числе и в Керен ха-иесод, действующий здесь под названием Фонд солидарности с Израилем, неизменно превышают в Бельгии сборы на нужды местных общин.

В 1970–80-х гг. Бельгия была одним из крупных центров борьбы за права евреев в Советском Союзе: в феврале 1971 г. и в феврале 1976 г. в Брюсселе созывались Всемирные конференции солидарности с советским еврейством; в 1975 г. образовался Бельгийский национальный комитет солидарности с евреями в Советском Союзе, в который вошли и многие неевреи, в том числе члены правительства и депутаты обеих палат парламента. В середине 1980-х гг. еврейские организации и общины Бельгии были в числе инициаторов и активных участников кампаний протеста против избрания президентом Австрии К. Вальдхайма, обвиненного в причастности к уничтожению евреев нацистами во время Второй мировой войны (см. Австрия; Антисемитизм в 1970–80-е гг. Страны Запада. Австрия), и против размещения католического монастыря на территории бывшего лагеря смерти Освенцим (см. Польша. Евреи Польши в послевоенный период).

Для Бельгии характерно взаимопонимание между евреями и христианами; постоянно ведется межконфессиональный диалог, в котором участвуют консистория, Национальная католическая комиссия по связям между евреями и христианами в Бельгии и Бельгийский протестантский совет по контактам между иудаизмом и христианством (две последние организации были созданы в 1967 г.). В конце 1980-х гг. этот диалог был временно приостановлен в связи с конфликтом вокруг католического монастыря в Освенциме, но после решения проблемы (1993), в чем немалую роль сыграли руководители католической церкви в Бельгии (кардинал Брюсселя Данеэльс и другие), возобновился на прежнем уровне. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. на муниципальных и парламентских выборах в Бельгии из-за обострения фламандско-валлонских отношений значительного успеха добились представители крайне правых сил (например, в Антверпене они получили свыше 20% голосов), враждебно настроенных по отношению к евреям, хотя и не выступающих под антисемитскими лозунгами. Результаты выборов вызвали озабоченность среди бельгийского еврейства.

Со второй половины 1970-х гг. в Бельгии чрезвычайно активно велась антиизраильская пропаганда, в которой звучали и антисемитские ноты; ее основными источниками были посольства арабских стран и информационное бюро Организации освобождения Палестины, открывшееся в Брюсселе в 1976 г. В 1976–77 гг. в Бельгии был совершен ряд актов вандализма, направленных против еврейских организаций; чинились помехи проводившимся ими публичным мероприятиям, прежде всего тематически связанным с Израилем. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. арабские террористы осуществили в Бельгии ряд вооруженных акций, направленных против местной общины и израильских учреждений. В 1979 г. была предпринята попытка нападения на пассажиров авиакомпании Эл-‘Ал в аэропорту Брюсселя. На протяжении 1980-х гг. предпринимались террористические акции против евреев, организованные арабскими экстремистами. В конце 1980-х гг. в Бельгии состоялся ряд встреч между представителями местного еврейства и палестинских арабов под девизами «Дайте миру шанс» (1988), «Говорят женщины» (1989). Для организации и финансирования подобных мероприятий (подвергшихся острой критике как со стороны ряда еврейских организаций, так и в арабской среде) создана группа «Центр друзей мира на Ближнем Востоке».

Отношения между Бельгией и Израилем в 1970-х – начале 1990-х гг. динамично развивались во всех областях, несмотря на то, что в подходе к ближневосточному конфликту правительства Бельгии в основном следовали в эти годы проарабскому курсу Европейского сообщества. Бельгийская делегация в Организации Объединенных Наций большей частью голосовала против антиизраильских резолюций (чаще, чем многие другие европейские страны). В 1980-х гг. Бельгию неоднократно посещали премьер-министры Израиля И. Шамир и Ш. Перес, президенты Израиля И. Навон и Х. Герцог. С начала 1980-х гг. бельгийские средства массовой информации освещают ближневосточный конфликт, как правило, с антиизраильских позиций, что привело, в частности, к уменьшению притока туристов из Бельгии в Израиль (несмотря на открытие в 1988 г. линии прямого воздушного сообщения между Брюсселем и Эйлатом).

В 2004 г. еврейское население Бельгии составляло около 32 тыс. человек. Крупнейшие общины были в Брюсселе и Антверпене, каждая из них насчитывала в 2004 г. около пятнадцати тысяч человек. Небольшие общины есть в Льеже и Шарлеруа. На численность еврейского населения влияют процессы ассимиляции. Они значительно менее заметны в Антверпене, где проживают в основном ортодоксальные евреи и ярко проявляются в Брюсселе. Всего по стране смешанных браков около 50%, подавляющее большинство из них заключается в Брюсселе. Часть евреев, особенно молодых людей, репатриируются в Израиль или уезжают в США, в первую очередь из-за резко усилившегося в стране в конце 1990-х – начале 2000-х гг. антисемитизма (см. Антисемитизм в 1990–2000-е гг. Страны Запада. Бельгия). Небольшое число евреев эмигрирует в Бельгию из СНГ и стран Балтии.

Основной еврейской организации страны является Центральная консистория — старейшее еврейское учреждение в Бельгии. В 2001 г. Центральная консистория Бельгии объединяла 16 еврейских общин, две из них — сефардские (одна в Брюсселе, другая в Антверпене), остальные ашкеназские. С 1982 по 2000 гг. Консисторию возглавлял профессор Ж. Шнек. С октября 2000 г. его место занял профессор Ж. Кленер, первый представитель еврейства Фландрии на этом посту. Центральная консистория состоит из 40 представителей, избранных еврейскими общинами.

В Консисторию входят ортодоксальные антверпенские общины: Шомрей Хадасса, Школа Тахкемони и так называемая португальская община — и ряд ортодоксальных брюссельских общин. Либеральная еврейская община Брюсселя с синагогой «Бет Хиллел» не является членом Консистории, но она, как и многие другие религиозные и светские организации, представлены в Координационном комитете бельгийских еврейских организаций. В Координационный комитет бельгийских еврейских организаций в 2001 г. входили 41 объединение. Большинство еврейских организаций и учреждений Антверпена не входят в Координационный комитет, в 1994 г. образовали Форум еврейских организаций, объединяющий евреев, говорящих на фламандском языке. Как Координационный комитет, так и Форум представлены в Центральной консистории.

С 1980 г. в Бельгии нет поста главного раввина. В 2001 г. в стране были четыре официально признанных раввина: два в Брюсселе — один для всей общины и один для ультраортодоксов и два в Антверпене. Брюссельский раввин А. Гюигюи фактически является главным раввином страны.

В Бельгии действует разветвленная сеть еврейских учебных заведений. Так, в Брюсселе три еврейские школы, в которых в 2001 г. обучались более двух тысяч детей и подростков: школа «Маймонид атенеум», которая объединяет детский сад, религиозную начальную и среднюю школу; «Ганнену атенеум», которая когда-то была начальной школой для израильских детей, живущих в Бельгии, а затем в конце 1990-х – начале 2000-х гг. число ее учеников резко возросло, и она была преобразована в среднюю школу, одну из лучших в стране; «Бет авив» включает детский сад и начальную школу. В Антверпене более трех тысяч еврейских детей посещают три еврейские школы: «Тахкемони» и «Иесодей ха-Тора» — это начальные и средние школы, предназначенные для детей из ортодоксальных семей с раздельным обучением для мальчиков и девочек. «Иесодей ха-Тора» готовит также учителей для начальных школ. «Явне» — третья еврейская школа Антверпена — предназначена для детей из более умеренных религиозных семей. В Антверпене функционируют также учебные заведения бельзских и сатмарских хасидов — детские сады и начальные школы, — в которых обучаются около 800 детей. Еврейская община поддерживает школу-центр для детей с физическими недостатками «Тикватену». В Брюсселе функционирует иешива, в Антверпене — две хасидские иешивы.

Для оказания социальной помощи был создан Административный центр еврейских благотворительных организаций в Брюсселе. Средства, собранные у бельгийских евреев, направляются Еврейской социальной службе, которая распределяет их в три еврейские школы Брюсселя, дома для престарелых, два культурных центра, еврейский спортивный центр и летние лагеря. Административный центр издает журнал «Ла Сентраль», посвященный культурным проблемам. Подобного рода деятельностью во Фландрии занимается Центральное бюро еврейской благотворительности. После резкого ухудшения экономического положения во Фландрии в 1996 г. и разорения банка «Фишер» значительно возросло число евреев, нуждавшихся в благотворительной помощи.

Единственная еврейская газета, выходящая еженедельно, — «Бельгиш исраэлитиш веэкблат» на фламандском языке. Крупная еврейская организация — «Круг Бен-Гуриона» — создана в 1977 г. левыми сионистами в Брюсселе для противодействия антиизраильской пропаганде. При организации действует молодежный центр, устраиваются семинары, фестивали, поездки в Израиль, занятия по изучению иврита и Танаха. В марте 1980 г. «Круг» создал первую в Европе объединенную еврейскую радиостанцию «Радио иудаика», с конца 1990-х гг. она стала официальном органом еврейской общины. С 1987 г. «Круг» выпускает ежемесячник. В Брюсселе есть и другие еврейские общинные организации, выступающие в поддержку Израиля. Так, после начала Войны Судного дня, был основан Центр информации и документации, публикующий статьи и материалы, в которых объективно рассказывается о проблемах Израиля, в первую очередь, в сфере безопасности. Во время Шестидневной войны была основана «Медицинская помощь Израилю», собирающая средства для израильских больниц. После начала «интифады ал-Акса» (см. Палестинская автономия) была основана организация «Солидарность с Израилем», собирающая деньги на различные израильские проекты.

В Бельгии действуют различные международные еврейские организации: Еврейское агентство, ВИЦО и др. Функционирует спортивное общество «Маккаби» в Брюсселе и Антверпене. В Брюсселе активно действует Еврейский светский общинный центр, созданный бывшими членами бельгийской компартии, который организует лекции, коллоквиумы и семинары по различным проблемам еврейской истории и культуры, курсы иврита и идиш. Члены Центра солидаризируются с левым крылом израильских политиков и выступают за завершение переговоров с палестинцами и создание Палестинского государства. Центр готовит еврейских детей к «светской бар-мицве» и издает популярный в еврейской общине журнал «Регардс».

Ультралевые позиции занимает Союз прогрессивных евреев в Бельгии, небольшая группировка, состоящая из членов социалистической и экологической партий. Союз занимает пропалестинские позиции, его финансирует Организация освобождения Палестины. Союз издает журнал «Пуант критик». Еврейская община Бельгии исключила Союз из всех своих организаций.

Среди еврейской молодежи активно действует Союз еврейских студентов Бельгии, созданный накануне Второй мировой войны. Многие из современных общинных лидеров были в прошлом членами Союза. Основная женская организация — Союз еврейских женщин.

С 1980 г. функционирует Еврейский музей Бельгии, коллекции которого рассказывают о культуре и истории евреев Бельгии и показывают вклад евреев в различные стороны жизни страны. В 2004 г. музей переехал в новое здание. С 1995 г. действует Мемориал бельгийских евреев-мучеников и Еврейский музей депортации и сопротивления, официальное открытие которых состоялась в 1995 г. в присутствии короля Бельгии в Мехлине, откуда в годы Второй мировой войны в лагеря смерти были депортированы 25 тыс. бельгийских евреев.

В рамках Брюссельского свободного университета работает Институт М. Бубера — научное исследовательское учебное заведение в области иудаики. Другим крупным научно-исследовательским и учебным центром является Институт еврейских знаний при Антверпенском университете. Почти во всех университетах Бельгии есть различные курсы по иудаике и исследовательские программы.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Бельгии участились случаи проявления антисемитизма, с одной стороны, среди представителей многочисленной мусульманской общины, которых поддерживал ряд радикальных левацких группировок, с другой — среди правых групп валлонских и фламандских националистов. Волна нападений мусульман на евреев началась 28 сентября 2000 г. Была предпринята попытка поджога одной из синагог Брюсселя, нанесен ущерб Мемориалу бельгийских евреев-мучеников. 15 октября 2000 г. в здание сефардской синагоги Брюсселя были брошены бутылки с зажигательной смесью.

В декабре 2001 г. молодыми иммигрантами из Марокко были избиты несколько религиозных евреев, в том числе главный раввин Брюсселя А. Гюигюи. В апреле 2002 г. один из самых серьезных инцидентов произошел рядом с синагогой в Антверпене, где трех еврейских юношей атаковала банда арабской молодежи. В ночь с 20 на 21 апреля 2002 г. в честь дня рождения А. Гитлера синагога в Шарлеруа была обстреляна из пулемета. 18 апреля 2002 г. подожгли еврейский книжный магазин и кашерный ресторан.

В Бельгии функционируют ряд радикальных мусульманских организаций: Мусульманский центр Бельгии, Арабская европейская лига, партия молодых мусульман. Члены этих организаций принимают активное участие в демонстрациях с антиеврейскими лозунгами. Так, 3 апреля 2002 г. во время демонстрации, организованной Арабской европейской лигой в Антверпене, участники выкрикивали лозунг: «Смерть евреям». Банда молодых демонстрантов ворвалась в еврейский квартал и стала бить окна в магазинах еврейских торговцев (подробнее о проявлениях антисемитизма в стране см. Антисемитизм).

Бельгия является членом Евросообщества, ряд руководящих органов которого, а также НАТО, находятся в Брюсселе. Отношения Израиля и Бельгии развивались до начала 2000-х гг. В том же русле, что и с другими государствами, входящими в Евросообщество. Отношения ухудшились после начала «интифады ал-Акса» и особенно обострились после того, как Верховный суд Бельгии решил применить в отношении ряда израильских государственных и военных деятелей принятый в 1999 г. закон, позволяющий судебным органам королевства привлекать к уголовной ответственности граждан других государств за военные преступления и грубое попрание норм международного права. В начале февраля 2003 г. Верховный суд Бельгии принял решение о возможности привлечь к суду премьер-министра Израиля А. Шарона и генерального директора министерства обороны А. Ярона. Решение было принято по иску группы палестинцев и ливанцев, обвинявших А. Шарона, в 1982 министра обороны Израиля, и А. Ярона, в 1982 г. командующего частями Цахала в Бейруте, в ответственности за резню палестинцев в лагерях беженцев Сабра и Шатила, устроенного подразделениями ливанских христиан, в отместку за убийства 14 сентября 1982 г. нового президента Ливана Б. Жмайеля (см. Ливанская война). В ответ на это решение по распоряжению министра иностранных дел Б. Нетанияху израильский посол был отозван из Брюсселя. После того, как последовала резкая критика со стороны Израиля, а затем и США (когда Верховный суд Бельгии принял к рассмотрению жалобу против бывшего президента США Дж. Буша-старшего, вице-президента Д. Чейни, госсекретаря К. Пауэлла), в Бельгии была принята поправка к этому закону, в соответствии с которой жалобы против государственных деятелей других стран следует направлять в суды этих стран.

Несмотря на сложные отношения между двумя странами, экономические связи между Бельгией и Израилем развивались достаточно успешно, хотя в Бельгии предпринимались попытки бойкота израильских товаров, которые производятся на контролируемых территориях. Так, в 1990 г. Израиль поставил в Бельгию товаров на сумму 690,5 млн. долларов, импорт из Бельгии в Израиль составил 2,029 млрд. долларов. В 2000 г. израильский экспорт в Бельгию вырос до 1,8775 млрд. долларов. Импорт из Бельгии увеличился до 3,5652 млрд. долларов. В 2005 г. израильский экспорт в Бельгию резко увеличился и составил 3,676 млрд. долларов, на 27% больше, чем в 2005 г., импорт товаров из Бельгии также растет, но не столь значительными темпами. В 2005 г. он составил 4,558 млрд. долларов и вырос по сравнению в 2004 г. на 10,3%. Основную роль в израильско-бельгийской торговле играет экспорт и импорт алмазов.

Состоявшийся в мае 2005 г. визит в Израиль премьер-министра Бельгии Г. Верхофстадта показал улучшение отношений между двумя странами и совпадение позиций по ряду международных вопросов, в том числе, о включении Хамаса в список террористических организаций. Премьер-министр Бельгии особо отметил необходимость борьбы с антисемитизмом и говорил о том, что лучшим средством для этого будут разнообразные усилия по увековечиванию памяти жертв Катастрофы.

 ДИАСПОРА > Регионы и страны
Версия для печати
 
На бета-сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Белосток Бельцы следующая статья по алфавиту