главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Барселона. Электронная еврейская энциклопедия

Барселона

КЕЭ, том 1, кол. 299–301
Опубликовано: 1976
Обновлено: 10.09.2006

БАРСЕЛО́НА, город на Средиземноморском побережье Испании. Еврейская община Барселоны — одна из древнейших в Испании (впервые упоминается в документах 9 в. н. э.). Место, где находилось старое еврейское кладбище, все еще называется Montjuich (Еврейская гора), а главная улица в старом еврейском квартале — Calle del Cal (Квартал кагала). Документы второй половины 11 в. впервые упоминают несиим (см. Наси) из рода Шешет, ссужавших деньги каталонским графам и служивших у них советниками, секретарями и дипломатами. К началу 13 в. некоторые еврейские купцы и финансисты стали достаточно влиятельными, чтобы заменить несиим из рода Шешет в руководстве общины. В течение этого столетия община Барселоны была самой богатой и влиятельной еврейской общиной и центром еврейской учености в Испании.

В 1263 г. в Барселоне состоялся знаменитый в еврейской истории публичный диспут между Нахманидом и монахом-выкрестом Пабло Кристиани. В 14 в. короли ограничивали еврейскую торговлю с Египтом и Сирией, что отрицательно сказалось на экономическом положении общины. Община также сильно пострадала во время эпидемии «черной смерти» в 1348 г. Гонения 1391 г. завершились убийством 400 евреев и крещением насильственным всех остальных, за исключением немногих, которым удалось бежать. В 1393 г. Хуан I принял меры для восстановления еврейской общины Барселоны, но в 1401 г. она была окончательно упразднена Мартином I. В 15 в. значительный вклад в развитие торговли и промышленности в Барселоне внесли марраны. В 1487 г. Фердинанд ввел в Барселоне инквизицию для борьбы с тайным исповеданием иудаизма.

Несколько высокопоставленных чиновников-марранов были казнены по обвинению в соблюдении еврейских религиозных обрядов. В 1492 г. через порт Барселоны покинули Испанию многие евреи, изгнанные из Арагона. В начале 20 в. в Барселоне осело небольшое число евреев из Марокко и Турции. После того, как испанское правительство в 1913 г. объявило о готовности содействовать возвращению в страну евреев испанского происхождения, в Барселону стали прибывать евреи из Греции и других балканских стран. Во время Первой мировой войны здесь поселились евреи, эмигрировавшие из Польши, Румынии и Северной Африки.

В 1935 г. в Барселоне проживало более пяти тысяч евреев, однако многие из них переселились в Эрец-Исраэль или во Францию в ходе гражданской войны в Испании (1936–39). Во время и после Второй мировой войны в Барселоне был один из пунктов Джойнта для беженцев. В 1968 г. еврейская община Барселоны насчитывала около трех тысяч человек. Она была одной из наиболее организованных в Испании и включала в себя как сефардов, так и ашкеназов.

Община содержала воскресные школы и школу талмуд-тора, летние молодежные лагеря и дом для престарелых. В Барселонском университете читались лекции по еврейской истории и литературе. Встреча в 1965 г. между Франко и руководителями еврейских общин Мадрида и Барселоны была первой встречей между главой испанского государства и еврейскими лидерами после изгнания евреев из Испании в 1492 г.

Во второй половине 20 в. – начале 21 в. еврейская община Барселоны была по-прежнему одной из самых больших в Испании. В 2002 г. в Барселоне проживали 3500 евреев. Основная организация — Еврейская община Барселоны (основана в 1918 г.), в которую входят, в основном, сефардские евреи. В 2002 г. в организации состояло 500–600 семей. При общине функционируют: сефардская и ашкеназская синагоги, еврейская средняя школа, библиотека; действуют программы помощи пожилым и нуждающимся людям. Община получает финансовую помощь от еврейских организаций Северной Америки. Большинство членов общины — умеренно ортодоксальные евреи.

Приезд в Барселону из стран Латинской Америки, в первую очередь из Аргентины, светских евреев, а также приверженцев реформистского (см. Реформизм в иудаизме) и консервативного (см. Консервативный иудаизм) направлений способствовал созданию в 1997 г. Еврейской общины Каталонии (Атид); в 2001 г. в нее входили 70 семей и 50 одиночек. Среди членов общины много представителей еврейской молодежи, которые в меньшей степени, чем старшее поколение, соблюдают традицию. Члены общины придерживаются реформистского направления в иудаизме. Общину возглавляет выпускник Хибру юнион колледж раввин А. Эдери. Большинство членов общины принадлежат к верхушке среднего класса. В 2002 г. в Атид вступили около 100 эмигрантов, переехавших в Испанию из разных стран. В рамках общинной программы новоприбывшим помогают в изучении испанского языка, получении информации, устройстве на работу. При общине действуют различные образовательные программы для детей и подростков (семинары по различным аспектам еврейской жизни, программа обучения ивриту). В общинном детском летнем лагере в 2003 г. отдыхало около 50 детей. В Барселоне действует фонд Баруха Спинозы. Федерация евреев Испании поддерживает в Барселоне социальные проекты, программы по развитию еврейского образования и воспитанию толерантности.

В Барселонском университете работает кафедра иудаики. В октябре 2001 г. в Барселоне проходил Первый международный конгресс, посвященный евреям Каталонии. В 2001 г. состоялся фестиваль еврейских фильмов.

В Барселоне функционирует консульство Израиля.

 ДИАСПОРА > Общины
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Барон Сало Уиттмайер Бартал Исраэль следующая статья по алфавиту