главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
амулет. Электронная еврейская энциклопедия

амулет

КЕЭ, том 1, кол. 120–122
Опубликовано: 1976

АМУЛЕ́Т, предмет, сделанный из любого материала, чаще всего из бумаги, пергамента, металла или дерева, с разными текстами, формулами, фигурами или знаками, о котором полагают, что он обладает чудодейственной силой и охраняет носителя от болезни, «дурного глаза» (см. Суеверие) и пр. Обычно амулеты носят на теле.

Тфиллин и мезуза не рассматриваются в иудаизме как обладающие качествами и функциями амулетов. Вероятно, амулетами пользовались уже в библейский период, но прямых доказательств этому нет.

В талмудической литературе амулет обозначается терминами камеа или камиа. Талмуд различает два вида амулетов: писаный и камеа шел икарин, то есть амулет, изготовленный из корней растения. Амулет первого вида писался на пергаменте. Он содержал одну или более цитат, обычно из Библии (реже из побиблейских текстов), но сам по себе не обладал святостью. Тексты, которые писались на амулетах этого рода, в Талмуде не упоминаются. В более позднее время тексты амулета обычно соответствовали его специфическому назначению. Так, например, текст священнического благословения (см. Биркат-коханим) считался средством против «дурного глаза». На амулетах часто встречаются разные имена Бога (подчас с перестановками букв в них), а также имена ангелов. Простейший и очень популярный амулет — амулет из пергамента или металла, на котором имеется имя Бога — Шаддай (Всемогущий). Предполагается, что действенность амулета зависит не только от надписи, но и от писца: чем он благочестивее, тем эффективнее амулет. Талмуд (Шву. 15б) запрещает чтение стихов Торы для заговаривания уже существующей болезни, но разрешает читать их против возможной будущей болезни. Это относилось и к амулету.

В средние века отношение раввинских авторитетов к амулетам было различным. Маймонид, следуя Шрире бен Ханине Гаону и его сыну Хаю бен Шрире, противился употреблению амулетов. Шломо Адрет и Нахманид разрешали их применение. Многие мистические сочинения (см. Каббала) содержат предписания, как изготовлять амулеты. После изгнания евреев из Испании, ношение амулетов распространилось среди евреев Восточной Европы. В Эрец-Исраэль вера в амулеты распространилась из Цфата, центра каббалы.

В одном из самых горячих споров в еврейской истории, связанных с проблемой амулетов, Ионатан Эйбеншюц был обвинен Я‘аковом Эмденом в применении имени лжемессии Саббатая Цви на амулете, но допустимость самого пользования амулетом не подверглась сомнению. Элияху бен Шломо Залман (Виленский Гаон) также разрешал употребление амулетов. В новое и новейшее время вера в амулеты в Восточной Европе постепенно ослабевала, хотя до Второй мировой войны все еще продолжала оставаться довольно распространенной. В частности, женщины во время беременности носили амулеты, чтобы предохраниться от выкидышей. Среди евреев восточных общин амулеты широко распространены и по сей день. Библейские стихи и имена приводятся на амулете лишь в виде начальных букв; в результате надпись зачастую представляет трудности для расшифровки.

Знаки, наносимые на амулеты, — это обычно треугольник, квадрат и другие геометрические фигуры. Часты изображения маген-Давида и меноры. Нередко встречается изображение раскрытой ладони, пятиконечной звезды (звезды Соломона), реже — изображения птиц, зверей и людей. Иногда на амулетах встречаются графические знаки, известные как «каббалистическое письмо» и часто не поддающиеся расшифровке.

Особый интерес представляют собой самаритянские амулеты, в общем схожие с еврейскими, но отличающиеся от них как употреблением имен ангелов, не известных еврейской ангелологии, так и использованием стихов их собственного текста Пятикнижия.

 ИУДАИЗМ > Мистика. Каббала. Магия
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 
Амулет, защищающий дом от напастей. Еврейская энциклопедия (СПб., 1908–1913).

Амулет, защищающий дом от напастей. Еврейская энциклопедия (СПб., 1908–1913).
 
Серебряный медальон со словом Шаддай (שדי — `Всемогущий`) на лицевой стороне и Маген-Давидом с лилией на оборотной. Еврейская энциклопедия (СПб., 1908–1913).

Серебряный медальон со словом Шаддай (שדי — `Всемогущий`) на лицевой стороне и Маген-Давидом с лилией на оборотной. Еврейская энциклопедия (СПб., 1908–1913).
 
Амулет с охранительной формулой, написанной вокруг меноры, а также с текстом из книги Исход, 25, 38. Еврейская энциклопедия (СПб., 1908–1913).

Амулет с охранительной формулой, написанной вокруг меноры, а также с текстом из книги Исход, 25, 38. Еврейская энциклопедия (СПб., 1908–1913).
 
Кисть руки из золота — амулет от «дурного глаза». На ладони выгравировано слово Шаддай (שדי — `Всемогущий`).

Кисть руки из золота — амулет от «дурного глаза». На ладони выгравировано слово Шаддай (שדי — `Всемогущий`).
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Амстердам Амусин Иосиф следующая статья по алфавиту