главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Алшех Моше. Электронная еврейская энциклопедия

Алшех Моше

КЕЭ, том Доп. 2, кол. 48–49
Опубликовано: 1995

АЛШЕ́Х Моше (умер после 1593 г.), раввин и комментатор Библии. Родился в Эдирне (Адрианополь), учился в Салониках у Иосефа Каро. Затем переселился в Эрец-Исраэль и обосновался в Цфате, где получил известность как ученый-галахист (см. Галаха) и проповедник. Алшех проповедовал в двух местных иешивах и был членом бет-дина Иосефа Каро. Смиху, которую Каро получил от рабби Я‘акова Берава и передал Алшеху, последний, в свою очередь, передал в 1590 г. своему ученику Хаиму Виталу.

Главной областью интересов Алшеха была Галаха, однако он также занимался проповедями, толкованием Библии, изучал каббалу, которая легла в основу его религиозной философии.

Около 1590 г. как посланец Эрец-Исраэль Алшех посетил еврейские общины Сирии, Турции и, возможно, Персии (см. Иран), собирая средства для цфатской общины. С той же целью он обращался к еврейским общинам Италии и других стран. В 1593 г. Алшех участвовал в заседании бет-дина в Дамаске; известно, что вскоре он скончался, находясь в преклонном возрасте.

Алшех переработал свои проповеди в комментарии к большинству книг Библии. Часть этих комментариев увидела свет еще при его жизни: «Хаваццелет ха-Шарон» («Нарцисс Саронский»; Константинополь, 1563) — на книгу Даниэля, «Шошаннат ха-‘амаким» («Лилия долин»; Венеция, 1591) — на Песнь Песней, «Рав пниним» («Россыпь жемчугов»; Венеция, 1592) — на Притчей Соломоновых книгу, «Торат Моше» («Учение Моисея», Стамбул, 1593) — на книгу Бытие. Около 1597–98 гг. в Стамбуле увидели свет комментарии Алшеха к книге Псалмов — «Таппухей захав» («Золотые яблоки»).

В 1600–1607 гг. сын Алшеха, Хаим, издал в Венеции некоторые из прежде изданных комментариев отца, а также те, которые еще оставались в рукописях: «Торат Моше» — ко всему Пятикнижию, «Эйней Моше» («Моисеевы очи») — к книге Руфь, «Дварим нехумим» («Слова утешительные») — к Плачу Иеремии, «Дварим товим» («Слова благие») — к Экклесиасту, «Хелкат мехокек» («Удел законодателя») — к книге Иов и другие. Комментарии Алшеха, пронизанные религиозно-этическими и религиозно-философскими идеями, с обилием примеров из талмудических и мидрашистских источников (см. Мидраш), приобрели широкую популярность и неоднократно переиздавались. Хаим также опубликовал респонсы отца (Венеция, 1605). Однако часть трудов Алшеха не была издана и не сохранилась.

Алшех получил прозвище Ба‘ал халахот гдолот (`Выносящий великие постановления`); к нему обращались из всех восточных общин за решением галахических проблем. Последующие поколения сохранили память о нем и называли его ха-Алшех ха-кадош (`Святой Алшех`).

 ИУДАИЗМ > Раввинистические авторитеты
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту алхимия Альбертон Меир следующая статья по алфавиту