кнесет-Исраэль КНЕ́СЕТ-ИСРАЭ́ЛЬ (כְּנֶסֶת-יִשְׂרָאֵל; буквально `собрание Израиля`; `собор`), община Израиля в широком смысле, еврейский народ в целом. Понятие кнесет-Исраэль часто встречается в раввинистической литературе и близко по смыслу к понятию клал-Исраэль. Оба они отражают общность судьбы, родство и взаимную ответственность, существующие в еврейском народе...
|
|
|
Книга жизни КНИ́ГА ЖИ́ЗНИ, или Книга живых (סֵפֶר חַיִּים, Сефер хаим), небесная книга, куда вписаны имена праведных. В Библии Книга жизни названа только один раз, как и аналогичная Книга Яхве. Внесенному в Книгу жизни суждена жизнь, а вычеркнутому — забвение, очевидно, равносильное смерти. Понятие о памятных книгах, в которые Всевышний вносит благие и дурные поступки людей, чтобы воздать им должное, а также предопределенные Им судьбы отдельных людей и целых народов получило широкое развитие...
|
|
|
Ковчег Завета КОВЧЕ́Г ЗАВЕ́ТА (в Библии обычно אֲרוֹן הַבְּרִית, арон ха-брит, также אֲרוֹן הַעֵדֻת, арон ха-‘эдут — `ковчег свидетельства`), ларь в Святая святых скинии и Первого храма, в котором хранились Скрижали Завета. В интерьере синагог самым важным элементом, символизирующим Ковчег Завета, является вместилище для свитков Торы...
|
|
|
Кол нидре КОЛ НИДРЕ́ (כָּל נִדְרֵי, буквально `все обеты`), провозглашение отказа от обетов, зароков и клятв, относящихся только к давшему их. Сформулировано в первом лице множественного числа и названо по двум начальным словам. Произносится раз в году в начале вечерней литургии в Иом-Киппур. Почти во всех еврейских общинах Кол нидре читают на арамейском языке...
|
|
|
колел КОЛЕ́Л (כּוֹלֵל, буквально `охватывающий`), термин, имеющий два основных значения: 1) объединение, преимущественно ашкеназов старого ишува; 2) учебное заведение для молодых семейных учащихся...
|
|
|
Коран КОРА́Н (по-арабски кур‘ан, буквально `чтение`), священная книга мусульман. Согласно ортодоксальному мусульманскому поверью, Коран, содержащий слова Аллаха, извечно пребывал на небе и был раскрыт Мухаммаду архангелом Гавриэлем. Существовало также поверье о сотворении Корана вместе с сотворением мира. Современное исламоведение считает Коран плодом личного творчества Мухаммада...
|
|
|
Кордоверо Моше бен Я‘аков КОРДОВЕ́РО Моше бен Я‘аков (Cordovero, Moses ben Jacob; акроним רַמַ'ק, Рамак — `Рабби Моше Кордоверо`; 1522, ?, – 1570, Цфат), один из наиболее видных представителей цфатской школы долурианской каббалы. Место рождения Кордоверо неизвестно; судя по фамилии, его семья происходила из Испании. О Кордоверо известно лишь, что его учителями были Иосеф Каро и Шломо Алкабец, а одним из его учеников — Ицхак Лурия, и что он был даяном и главой иешивы в Цфате...
|
|
|
космогония КОСМОГО́НИЯ (от греческого космогони́я — создание мира, вселенной), учение о происхождении и развитии мира как целого. На космогонические вопросы по-своему отвечают религия, мифология, философия и естествознание. Иудаизм первым идею сотворения мира Богом поставил в центр своего мировоззрения и связал ее с этикой. Христианство и ислам заимствовали эту идею у иудаизма...
|
|
|
кохен КОХЕ́Н (כֹּהֵן; мн. число כֹּהֲנִים, коханим), лицо мужского пола из рода Ааронидов; в скинии и Храме — жрец Яхве. В Библии звание кохен применяется также к жрецам языческих культов. Согласно Библии, появление коханим связано с сооружением скинии, призванной играть важную роль в осуществлении возложенной на Моисея миссии, включавшей установление форм служения единому Богу...
|
|
|
Кохут, семья КО́ХУТ (Kohut), семья раввинов и ученых родом из Венгрии. Ханох Иехуда (Александр) Кохут (1842, Феледьхаза /Кишкунфеледьхаза/, Венгрия, – 1894, Нью-Йорк), раввин и лингвист. В 1865 г. получил степень доктора философии в Лейпцигском университете, а в 1867 г. звание раввина в Еврейской теологической семинарии в Бреслау. Стал раввином в городе Секешфехервар и инспектором школ области, а в 1872–80 гг. — главным раввином города Печ...
|
|
|
Кранц Я‘аков бен Вольф КРАНЦ Я‘аков бен Вольф (Маггид из Дубно; 1741, местечко Здзенчёл, Виленское воеводство, ныне Дятлово Гродненской области, Беларусь, – 1804, Замосць, Польша), один из популярнейших проповедников на идиш. Еще учась в Межиричской иешиве, Кранц прославился красноречием и в 20 лет занял должность даршана в Межириче. Объездил ряд еврейских общин как странствующий проповедник. Особую популярность приобрел Кранц в городе Дубно, где произносил проповеди в течение 18 лет...
|
|
|
Красильщиков Ицхак Айзик КРАСИ́ЛЬЩИКОВ Ицхак Айзик бен Дов Бер (1888, Кричев, Могилевская губерния, – 1965, Москва), раввин, комментатор галахических трудов. Родился в семье раввина. Учился в иешиве города Мир и славился исключительными способностями. В 1910-х гг. раввин в городе Гадяч, а после октябрьского переворота 1917 г. — в Полтаве и пригороде Кременчуга — Крюково. С 1929 г. работал в Москве бухгалтером. После войны поселился в Малаховке...
|
|
|
кремация КРЕМА́ЦИЯ. Из редких упоминаний в Библии случаев сожжения трупов можно заключить, что, в отличие от некоторых современных им народов, древние израильтяне усматривали в кремации надругательство над покойным, считая нормой погребение тел. Даже сожжение костей вражеского царя другим чужеземным царем Амос считает непростительным грехом. Иошияху осквернил жертвенники языческих богов, предав на них огню останки иудейских жрецов...
|
|
|
крещение насильственное КРЕЩЕ́НИЕ НАСИ́ЛЬСТВЕННОЕ, принудительное обращение в христианство. Идеологическим основанием насильственного крещения было учение христианской церкви, со времени Павла из Тарса рассматривающее христианство как истинный Израиль, позднее разработанное христианскими теологами в концепцию, согласно которой каждому христианину вменяется в обязанность обращать в свою веру иноверцев...
|
|
|
кровная месть КРО́ВНАЯ МЕСТЬ (גְּאֻלַּת דָּם, геуллат дам), обычай или закон, возлагающий на семью, клан или племя убитого обязанность отмщения («искупления») убийце, его семье или его племени. Библейское повествование позволяет заключить, что до законов Моисея кровная месть была узаконенным обычаем (Быт. 4:23,24). Библейский термин гоэл (`искупитель`) обозначает лицо, наследующее семейное имущество: в случае убийства гоэл обязан «искупить» местью кровь убитого...
|
|
|
кровь КРОВЬ. В Библии, как и в религиозных представлениях многих народов древности, особенно семитских племен, кровь является носителем души, то есть источником жизни и ее силой. Этот же взгляд отражен и в Талмуде. Из Библии идет и ставшее общепринятым выражение «пролить кровь» в смысле совершить убийство. Выражение «кровь на них» обозначает ответственность за тяжкое преступление, караемое смертью...
|
|
|
ктубба КТУББА́ (כְּתֻבָּה; мн. число כְּתֻבּוֹת, ктуббот), документ, удостоверяющий согласие жениха и невесты вступить в брак и перечисляющий обязательства мужа по отношению к жене. Ктуббот составлялись, видимо, уже в начале периода Второго храма. Письменный брачный договор, датированный 449 г. до н. э., обнаружен среди арамейских папирусов еврейской общины Элефантины; подобный договор упоминается в Товита книге...
|
|
|
Кук Аврахам Ицхак ха-Кохен КУК Аврахам Ицхак ха-Кохен (1865, Грива, ныне в Даугавпилсе, – 1935, Иерусалим), раввинский авторитет и мыслитель. Получил традиционное еврейское религиозное образование. В 1884–86 гг. учился в Воложинской иешиве, где сблизился с возглавлявшим ее Н. Ц. И. Берлином. Не ограничиваясь изучением Талмуда, изучил Библию, иврит, еврейскую и общую философию и каббалу. В 1888 г. Кук был назначен раввином в город Жеймели, а в 1895 г. — в город Бауск. В 1904 г. Кук прибыл в Эрец-Исраэль, где стал раввином Яффы и практически всего нового ишува...
|
|
|
Лаг ба-‘омер ЛАГ БА-‘О́МЕР (לַ"ג בָּעֹמֶר), полупраздник, отмечаемый на 33-й (ל"ג) день отсчета омера, продолжающегося, согласно библейскому предписанию, 49 дней — со второго дня праздника Песах до праздника Шаву‘от. Приходится на 18 ияра. Обычай празднования Лаг ба-‘омера упоминается впервые в комментариях Менахема Меири к талмудическому трактату Иевамот, согласно которому в этот день прекратилась страшная эпидемия, унесшая многих учеников рабби Акивы...
|
|
|
ламед-вав цаддиким ЛА́МЕД-ВАВ ЦАДДИКИ́М (ל"ו צַדִּיקִים,`тридцать шесть праведников`), согласно еврейской традиции — минимальное число живущих одновременно и неведомых людям праведников, которым мир в любой момент обязан своим существованием. Представление о ламед-вав цаддиким впервые встречается в Талмуде (Санх. 97б; Сук. 45б) как мнение вавилонского аморы Аббайе...
|
|
|
|
|