главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Шелем Маттитьяху. Электронная еврейская энциклопедия

Шелем Маттитьяху

КЕЭ, том 10, кол. 152
Опубликовано: 2001

ШЕ́ЛЕМ Маттитьяху (Shelem, Mattityahu; Вайнер; 1904, Замосць, Польша, – 1975, Рамат-Иоханан), израильский композитор и педагог. Музыкой увлекался с детства, но не получил систематического музыкального образования. Приехав в Эрец-Исраэль в 1922 г., работал на прокладке дорог и в сельском хозяйстве в составе группы Ха-Шомер ха-ца‘ир. В 1927 г. вступил в киббуц Бет-Альфа, был пастухом. В этот период Шелем сочинил первые песни, проникнутые радостью труда на исторической родине, возвращения к ремеслу патриархов. В мелодическом строе его песен органически сочетаются интонации хасидских (см. Хасидизм) напевов, знакомых Шелему с детства, с колоритом песен арабских пастухов, которые он воспринял как естественный атрибут Эрец-Исраэль. Пастушеские песни Шелема были одним из основных элементов нового праздника Хаг ха-гез (см. Фольклор. Народные поверья и обрядово-бытовой фольклор), одним из инициаторов которого он был.

С 1940 г. Шелем вместе с несколькими товарищами, принадлежавшими к партии Мапай, перешел в киббуц Рамат-Иоханан. С 1944 г. Шелем главным образом занимался преподавательской работой (в школе и в группе алии молодежной). В 1958 г. он основал в Рамат-Иоханане архивный центр по сбору материалов о развитии новых форм традиционных еврейских праздников в киббуцах, а также новых праздничных церемоний. Одна из них — празднование омера — разработана Шелемом на основе сохранившихся в Мишне описаний принесения в Храм первых снопов нового урожая. В церемонии широко использованы песни Шелема, лучшие из которых (например, «Шибболет ба-саде» — «Колосок в поле») стали восприниматься как часть израильского песенного фольклора. Праздник омер распространился на многие киббуцы и отмечается уже более полувека.

Шелем написал десятки разнообразных песен — лирических, игровых, детских и т. д. За исключением нескольких песен, созданных на тексты из Библии (главным образом для праздничных церемоний), Шелем всегда сам писал к ним слова. В отличие от большинства песен халуцим 1920–1930-х гг., песням Шелема не свойствен громкий пафос, это проникновенные, часто сольные песни, подкупающие своей искренностью.

 ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО > Музыка
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Шекман Рэнди Шелер Макс Фердинанд следующая статья по алфавиту