главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Сетер Мордехай. Электронная еврейская энциклопедия

Сетер Мордехай

КЕЭ, том 7, кол. 769
Опубликовано: 1994

СЕ́ТЕР (Староминский) Мордехай (1916, Новороссийск, – 1994, Тель-Авив), композитор и педагог. В 1926 г. семья переселилась в Эрец-Исраэль. Сетер учился игре на фортепиано у Я. Вайнберга (1879–1956) и Ревекки Бурштейн-Арбер в Тель-Авиве, тогда же предпринял первые опыты сочинения. В 1932–37 гг. в Париже учился у Ж. Дандело (теория), Л. Леви (фортепиано), в Эколь нормаль у П. Дюка и Нади Буланже (композиция); брал уроки также у И. Стравинского. В эти годы сочинял под влиянием французской школы импрессионизма фортепианные прелюдии и вокальные пьесы, в том числе «Вавилонские песни».

По возвращении из Франции Сетер занялся изучением фольклора восточных еврейских общин Палестины по сборникам А. Ц. Идельсона и по собственным записям; результаты этого труда, а также приобретенная композитором виртуозная техника хорового письма ощутимы в «Субботней кантате» на тексты Псалмов, Песни Песней и книги Бытие (1940; премия имени И. Энгеля 1945), в хорах «Мо‘адим» («Празднества», 1946), «Ширей мо‘эд» («Праздничные песни», 1945–49) и других.

Значителен вклад Сетера в создание инструментальной музыки, которая часто зиждется на элементах сефардского фольклора (см. Сефарды) и фольклора йеменских евреев, либо использует его интонации и характерные мелодические обороты: «Партита для скрипки и фортепиано» (1950, вариант для флейты 1965 г.), «Соната для двух скрипок» (1951–52, премия имени Энгеля 1954 г.), Йеменская сюита (1957, вторая редакция 1966 г.), симфонии для камерного оркестра «Иерусалим» (1966–68) и «Ма‘агалим» («Круги», 1967); «Симфонический квартет» (вариант струнного квартета №2, 1976) и другие. Сетер одним из первых израильских композиторов сочетал элементы восточного фольклора с современной техникой (включая додекафонию и сериальность). М. Брод считал Сетера представителем экспрессионизма в израильской музыке.

Многие балетные сочинения Сетера получили признание в Израиле и других странах: «Эшет хайл» («Добродетельная жена»), «Тиккун хацот» («Полуночная молитва», оба — 1957 г.; балеты поставила хореограф Сара Леви-Таннай /1911–2005/), «Легенда о Юдифи» (1962; версия для оркестра под названием «Симфоническая чакона»), «В мечтах и наяву» (1964) и «Роковой камень» (1974) — все по либретто Марты Грэхэм. Вокально-симфонический вариант «Полуночной молитвы» удостоен премии Италии (1962) и Государственной премии Израиля (1965).

Сетер преподавал в Тель-Авивской Академии музыки имени С. Рубина (с 1972 г. — профессор). В числе его учеников Ц. Авни и Г. Бертини.

 ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО > Музыка
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Серов Валентин Сетмасс следующая статья по алфавиту