главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Плоцк. Электронная еврейская энциклопедия

Плоцк

КЕЭ, том 6, кол. 547–549
Опубликовано: 1992

ПЛОЦК, город в центральной части Польши, основан в 10 в. Первое упоминание о евреях в Плоцке относится к 1237 г., когда город был столицей княжества Мазовия. С переходом Плоцка под власть польской короны (середина 14 в.) положение евреев упрочилось. К 1532 г. в городе существовал квартал еврейский, в 1534 г. была построена синагога, в 1570 г. приобретен участок под кладбище. Во время антиеврейских беспорядков (в 1534, 1570, 1579 и 1590 гг.) члены общины с оружием в руках противостояли погромщикам. Численность евреев Плоцка в начале 17 в. — примерно 400 человек. В 1616 г. в городе было 25 частных еврейских домов.

До середины 15 в. евреи Плоцка занимались главным образом ростовщичеством (см. Ссуда денежная), затем их основным занятием стала торговля (в том числе ярмарочная), а с середины 17 в. — ремесла (ткачество, портняжное дело, стеклодувное и оружейное). В 1555 г. король Сигизмунд II Август предоставил евреям равные с христианами экономические права. Во второй половине 16 в. городские власти пытались ограничить деловую активность евреев-торговцев, однако королевская администрация встала на сторону последних, что нашло выражение в указе Стефана Батория от 1576 г. Все же в начале 17 в. горожане-христиане добились принятия ряда постановлений, направленных против евреев-купцов и ремесленников.

В 1641 г. еврейский квартал Плоцка был уничтожен пожаром и долгое время не восстанавливался. В 1656–57 гг. расквартированные в городе польские солдаты систематически грабили и убивали евреев, отчего община пришла в полный упадок. Лишь в августе 1658 г., после того, как шведские войска сожгли весь Плоцк, король Ян Казимир разрешил евреям вернуться в город, заниматься торговлей, а также отстроить синагогу и жилые дома. В 1688 г. еврейский квартал сгорел вновь, а в 1705 г. весь город опять разорили шведы. В 1754 г. власти Плоцка возвели на общину кровавый навет; евреев избивали, многих бросили в тюрьму, где один умер под пыткой. Репрессии прекратились лишь после того, как руководители общины собрали и передали старосте города — главному инициатору навета — крупную сумму денег. Из-за войн, стихийных бедствий, политической нестабильности, преследований со стороны местной знати и католической церкви численность еврейского населения Плоцка и его окрестностей с середины 17 в. до конца 18 в. почти не росла: в 1765 г. — 725 человек, в 1800 г. — 731 человек

В 1793 г. Плоцк отошел к Пруссии, а в 1816 г. — к России. В 1810 г. синагога и значительная часть еврейского квартала вновь сгорели, а в 1811 г. проживание евреев власти ограничили лишь восьмью улицами Плоцка; в других частях города разрешалось селиться только состоятельным семьям при условии их отказа от традиционной одежды. Это постановление формально действовало до 1862 г., однако фактически перестало соблюдаться значительно раньше. В 19 в. численность еврейского населения Плоцка постоянно росла: в 1808 г. — 1 932 человека (49% всего населения), в 1827 г. — 3 412 человек (35%), в 1841 г. — 4 333 человека (37,5%), в 1856 г. — 5 251 человек (42,3%), в 1897 г. — 7 721 человек (по другим данным — свыше десяти тысяч человек). У общины были две синагоги, талмуд-тора (с 1868 г.) и образцовая для своего времени больница (с 1872 г.). С 1869 г. в Плоцке жил писатель и педагог, радикально настроенный сторонник Хаскалы А. Я. Паперна. По его инициативе в городе были основаны еврейское начальное училище (в 1888 г.; см. Казенные еврейские училища), где преподавание велось на русском языке, и публичная библиотека (1900). В Плоцке провел детские и юношеские годы писатель и политический деятель Н. Соколов.

Во второй половине 19 в. — начале 20 в. наряду с традиционными занятиями — ремеслом и торговлей — все более заметную роль в экономической жизни еврейской общины Плоцка стала играть фабричная промышленность (текстильная, пищевая, металлообрабатывающая), а также книгопечатание. На рубеже веков 12% евреев Плоцка работали по найму, а из 193 фабрик Плоцкой губернии 181 принадлежала евреям. В конце 19 в. в Плоцке возникло сионистское движение (см. Сионизм), к которому в 1898 г. примкнул И. Гринбаум, учившийся в гимназии Плоцка. В 1903–1904 гг. в городе начали действовать подпольные ячейки По‘алей Цион, Социалистической еврейской рабочей партии, Бунда, а позднее (в 1917 г.) — секция Це‘ирей Цион. В 1905 г. евреи Плоцка провели под руководством По‘алей Цион ряд митингов, демонстраций и забастовок. В 1912 г. в Плоцке открылась иешива, в 1916 г. — еврейская средняя школа.

C 1920 г. Плоцк в составе Польши. В 1921 г. в городе жили 7352 еврея (29% всего населения). В период между Первой и Второй мировыми войнами в Плоцке действовали три еврейских кооперативных банка, шесть еврейских профсоюзов (портных, кожевенников, пекарей, металлистов, торговцев и неквалифицированных рабочих), отделения Бунда, Социалистической еврейской рабочей партии, Це‘ирей Цион, правой и левой фракций По‘алей Цион. С 1924 г. Плоцк стал одним из центров польского движения Хе-Халуц. В начале 1930-х гг. была создана школа Тарбута, в 1938 г. — училище ОРТа. Выходил ежемесячный журнал «Дос плоцкер ворт». В 1920–30-х гг. в Плоцке жили писатели Ш. Аш и Я. Варшавский (1885–1942).

9 сентября 1939 г. Плоцк был оккупирован немецкими войсками. Многие евреи пытались бежать в близлежащий город Гомбин, но вскоре вынуждены были вернуться. В ноябре 1939 г. нацисты согнали евреев в гетто, где создали юденрат, который был ответствен за обеспечение использования евреев на принудительных работах. В ведении юденрата также находились дом для престарелых, клиника и бесплатная столовая, частично финансировавшаяся Джойнтом. Немецкая полиция часто проводила в гетто ночные облавы, сопровождавшиеся грабежами, избиениями и убийствами. В ответ на жалобу нескольких евреев, поданную властям, немцы арестовали и казнили 180 человек. В начале 1940 г. была проведена акция по уничтожению находившихся в гетто стариков, инвалидов и хронически больных. 20–28 февраля 1941 г. нацисты отправили остававшихся в Плоцке евреев (около семи тысячи человек) в концлагерь Дзядлово, а оттуда — в небольшие лагеря в окрестностях города Радом, где почти все они погибли.

После окончания войны около 100 евреев (в основном из бежавших в 1939 г. в Советский Союз) вернулись в Плоцк и восстановили общину. В октябре 1949 г. в городе был воздвигнут памятник жертвам Катастрофы. В последующие годы почти все евреи Плоцка эмигрировали, главным образом в Израиль; в 1957 г. в Плоцке оставалось 84 еврея (включая 40 детей), в 1959 г. — лишь трое евреев. Общества выходцев из Плоцка действуют в нескольких странах.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

 ДИАСПОРА > Общины
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Плоткин Цви По‘алей Агуддат Исраэль следующая статья по алфавиту