главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Гордимер Надин. Электронная еврейская энциклопедия

Гордимер Надин

КЕЭ, том Доп. 3, кол. 117–118
Опубликовано: 2003

ГО́РДИМЕР Надин (Gordimer, Nadine; 1923, Спрингс, близ Йоханнесбурга, – 2014, Йоханнесбург), южноафриканская писательница, писала на английском языке. Выросла в рудничном городке, в зажиточной семье владельца ювелирного магазина. Личность писательницы сформировалась в атмосфере разлада между отцом, выходцем из Литвы, воспитанным в еврейской традиции, и властной матерью, происходившей из ассимилированной (см. Ассимиляция) англо-еврейской семьи. Гордимер отдали в монастырскую школу, но в 10-летнем возрасте у нее обнаружили заболевание сердца, и до 16 лет она занималась с домашним учителем, пристрастилась к чтению и литературному творчеству. Впоследствии Гордимер училась в университете Йоханнесбурга (не окончила), где подружилась с черными активистами антирасистского движения. Почти вся дальнейшая жизнь писательницы прошла в Йоханнесбурге.

С 14 лет Гордимер публиковала в периодике рассказы, которые составили ее первую книгу «Лицом к лицу» (1949), вышедшую в ЮАР. Следующие произведения выходили в США и Великобритании. В первом, во многом автобиографическом, романе «Лживые дни» (1953) Гордимер стремилась показать жизнь родного городка не в традициях экзотических произведений европейских писателей об Африке, а в ее подлинности. В романе присутствовала одна из главных тем в творчестве Гордимер — положение женщины в обществе. Другая важнейшая для писательницы тема — губительность апартеида для человечности — вышла на первый план в романах «Земля чужестранцев» (1958), «Возможность любить» (1963), хотя она трактовалась еще в духе либеральных представлений.

В дальнейшем Гордимер перешла на радикальные позиции Африканского национального конгресса, что во многом определило содержание ее книг, хотя, по мнению самой писательницы, в них запечатлен «трезвый взгляд на неврозы» ЮАР. В антирасистских романах «Покойный буржуазный мир» (1966), «Почетный гость» (1971), «Дочь Бургера» (1979) заметно влияние идей марксизма (героиня произведения «Дочь Бургера» продолжает дело своего отца, видного деятеля коммунистического движения). Менее схематичен роман «Хранитель устоев» (1974), построенный на совмещении реальности с мотивами зулусского мифа, где у Гордимер впервые возникает видение Африки без белых.

Борьба против апартеида часто переплетается в произведениях Гордимер с темой освобождения женщины от норм буржуазной морали, обретения права свободы любви, которая трактуется как путь к преодолению эгоизма, расовых и классовых предрассудков. Эта тема присутствует в различных вариациях: любовь белой женщины и черного мужчины («Возможность любить», «Игра природы» /1987/ и др.), дочери богача и нелегального арабского иммигранта («Случайное знакомство», 2001).

Еврейская тема отражена в рассказах Гордимер из сборника «Нежный голос змия» (1952), «Спутники Ливингстона» (1972) и других произведениях, некоторые из персонажей которых тяготятся своим еврейством, семейными традициями и т. д. Наиболее полно еврейская проблематика отражена в романе «Игра природы» (1987), где представлены разные варианты судьбы евреев в ЮАР: благополучная жизнь с сохранением традиционных устоев, политическая деятельность, вооруженная борьба за права черного населения. Образ главной героини Хиллелы, названной в честь деда-сиониста, овдовевшей белой женщины с черным ребенком, символизирует возможность примирения черных и белых, людей «третьего мира» с Западом.

После отмены апартеида в ЮАР Гордимер обратилась в своих произведениях к проблемам нового общества, в том числе к проявлению насилия, уже не связанного с расовой рознью. Эта тема отражена в романе «Домашнее оружие» (1998).

Гордимер — автор 12 романов, свыше 150 рассказов, около двухсот эссе и статей. Критики отмечали наблюдательность автора, достоверность деталей, умение передать своеобразие южноафриканских пейзажей и быта. Книги писательницы переведены на многие языки, ее творчеству посвящен ряд исследовательских работ. Гордимер известна также своей общественной деятельностью. Она неоднократно выступала в защиту преследуемых писателей в разных странах, протестовала против нарушений прав человека (в том числе против «угнетения палестинцев» правительством Израиля).

Гордимер удостоена звания почетного доктора многих университетов мира, награждена многими престижными литературными премиями. В 1991 г. она стала лауреатом Нобелевской премии по литературе.

 ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ > Литература. Журналистика
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Горбатов Борис Гордин Я‘аков следующая статья по алфавиту