главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Глейзер Натан. Электронная еврейская энциклопедия

Глейзер Натан

КЕЭ, том Доп. 3, кол. 90–91
Опубликовано: 2003

ГЛЕ́ЙЗЕР Натан (Glazer, Nathan; родился в 1923 г., Нью-Йорк), американский социолог. Окончил Городской колледж Нью-Йорка. В 1944 г. получил степень магистра в Пенсильванском университете (Филадельфия). Докторскую диссертацию по социологии защитил в 1962 г. в Колумбийском университете (Нью-Йорк). Проводил социологические исследования в Японии и Индии (1966–67). Член Американской социологической ассоциации и Американской академии наук и искусств. Удостоен почетного звания доктора гуманитарных наук Нью-Йоркского университета.

В 1945–53 гг. Глейзер работал в редакции еврейского интеллектуального журнала «Комментри» (см. Периодическая печать. США) и публиковался в нем. В 1954–57 гг. был редактором и членом редколлегии издательства «Даблдей анкор букс». С 1957 г. по 1962 г. — редактор и член редколлегии издательства научной литературы «Рэндом хауз». В 1957–58 гг. читал лекции по социологии в Калифорнийском университете (Беркли), в 1958–59 гг. преподавал в колледже Беннингтон (штат Вермонт), в 1959–60 гг. — в Смит-колледже (штат Массачусетс). В 1962–63 гг. — специалист по социологии города в отделе финансирования жилья Вашингтонской администрации. В конце 1960-х гг. возглавлял Научный комитет по советскому еврейству.

В 1963–69 гг. Глейзер — профессор социологии в Калифорнийском университете. С 1969 г. до выхода на пенсию в конце 1980-х гг. — профессор Высшей школы образования Гарвардского университета. Преподавал системы образования и социальную структуру. С 1973 г. вместе с И. Кристалом издавал журнал «Паблик интрест», посвященный проблемам социальной политики.

Глейзер — автор и редактор нескольких десятков книг по различным аспектам социологии: социология города, положение меньшинств, этнические процессы в США, еврейская община США. В книге «Американский иудаизм» (1957; 5-е изд. 1989) Глейзер прослеживал изменения в религиозно-культурной жизни американских евреев, своего рода «американизацию» иудаизма. Работа стала классической, на нее ссылались в дальнейших исследованиях И. Фишман, М. Скляр (см. Социология. Социология о евреях) и др. Большое внимание привлекла также статья Глейзера «Социальные характеристики американского еврейства», опубликована в сборнике «Евреи: их история, культура и религия, 1694–1735» (т. 2, 1960, составитель Л. Финкелстайн).

К еврейской тематике Глейзер возвращался в течение всей жизни, был признанным авторитетом в этой области. Одним из первых исследовал антисемитизм в США («Многоликий антисемитизм», 1967). Большинство его статей опубликовано в журнале «Комментри». Кроме того, он рецензировал и редактировал многие книги на еврейские темы, в том числе сборники «Советское еврейство» (1969) и «Перспективы советского еврейства» (1971), вышедшие под его редакцией и с его вступлениями. Глейзер старался привлечь общественное внимание на Западе к политическим преследованиям в Советском Союзе, особенно к преследованиям евреев, пытавшихся уехать в Израиль или США. При этом Глейзер серьезно задумывался о проблемах, с которыми советские евреи столкнутся в эмиграции.

Широкую известность Глейзеру принесла книга «Одинокая толпа» (1950; в соавторстве с Д. Ризманом и Р. Денни). Он продолжил исследования социальной структуры в книге «Лица в толпе» (1953; в соавторстве с Д. Ризманом) и «Социальный базис американского коммунизма» (1961). Вместе с Д. П. Мойниханом (впоследствии сенатор) Глейзер провел социологические исследования американских этнических групп: негров, пуэрториканцев, евреев, итальянцев и др. Результаты и выводы он изложил в книге «По поводу “плавильного котла”» (1963, 1964, 1970), где выступил против господствовавшей тогда в американской науке теории тотальной ассимиляции, указывая на устойчивость и позитивное значение культур национальных меньшинств. Глейзер выдвинул альтернативную модель культурного плюрализма в США. В конце 1970-х гг. его концепция возобладала над теорией «плавильного котла», и Глейзер стал одним из самых авторитетных специалистов в области этнических проблем США.

Работая в Гарвардском университете, он принимал активное участие в создании «Гарвардской энциклопедии этнических групп Америки» (1980). Составленный им совместно с Д. П. Мойниханом сборник статей «Этничность: теория и опыт» (1975) посвящен как общим проблемам этнического развития страны, так и наиболее остро стоящим вопросам аккультурации испаноязычного населения, нелегальной иммиграции, приспособления системы американского школьного образования к обучению детей разного этнического происхождения.

В 1980–90-х гг. вышли книги Глейзера, посвященные проблемам иммиграции, предоставления льгот и дополнительных возможностей представителям меньшинств, прежде всего неграм (он критиковал политику «позитивной дискриминации»): «Позитивная дискриминация: этническое неравенство и государственная политика», «Ограниченность социальной политики» (обе 1988 г.) и др.

Глейзеру принадлежат работы обобщающего характера: «Этнические дилеммы, 1964–1982» (1983) и «Мы все теперь сторонники культурного плюрализма» (1997); он был составителем многих коллективных трудов, посвященных этническим процессам в США, например «Ропот у порога: новая американская иммиграция» (1999).

 ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ > Наука
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Глаубер Рой Джей Глик Хирш следующая статья по алфавиту