главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Гальперн Моше Лейб. Электронная еврейская энциклопедия

Гальперн Моше Лейб

КЕЭ, том 2, кол. 34–35
Опубликовано: 1982

ГА́ЛЬПЕРН (Халперн) Моше Лейб (Halpern, Moshe Leib; 1886, Злочев, ныне Золочев, Львовская область, Украина, – 1932, Нью-Йорк), поэт, писал на идиш. С 1896 г. обучался в Вене живописи, увлекся социалистическими учениями, писал стихи на немецком языке. В 1907 г. вернулся в Злочев, где после встречи с Ш. Я. Имбером стал писать на идиш и печататься в еврейской прессе. В 1908 г. эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке. Долгое время страдал от голода и лишений, пытаясь зарабатывать физическим трудом. Около 1910 г. сблизился с Ди юнге. В 1921 г. Гальперн начал сотрудничать в коммунистической газете «Фрайхайт», но независимый характер поэта и его творческие принципы привели его к разрыву с партийным руководством и прекращению работы в газете.

Для раннего творчества Гальперна характерно общее для еврейских поэтов тех лет влияние немецких романтиков и Г. Гейне (чьи стихи Гальперн переводил на идиш) и типичное для группы Ди юнге стремление отмежеваться от ограниченности и условности еврейской пролетарской литературы. Однако в стихах Гальперна о большом городе звучал пафос, свойственный пролетарской поэзии, а прозаическая лексика и тематика некоторых стихов Гальперна шли вразрез с попытками участников этой литературной группы создать чисто поэтический язык, противопоставленный повседневной речи. Ради заработка Гальперн писал сатирические и юмористические стихи, но сатирические ноты присущи и некоторым стихам Гальперна, которые он включил в свои сборники.

В первом сборнике стихов Гальперна «Ин Нью-Йорк» («В Нью-Йорке», 1919) наряду с пестрыми картинами большого города появляются мотивы любви и смерти. Завершает книгу апокалипсическая поэма «А нахт» («Ночь», впервые опубликована в 1916 г.). Ее лирический герой в кошмаре мечется между жаждой искупления и ощущением близкой смерти; эта тема развивается в двух концентрических сферах — личной биографии поэта и истории еврейского народа.

В поэзии Гальперна многократно повторяются мотивы самоощущения индивидуума, не находящего себе места в навязываемых ему тесных границах, и судьбы поэта, чьего голоса никто не слышит. Эти постоянные мотивы во второй книге стихов «Ди голдене паве» («Золотой павлин», 1924) усложняются элементами гротеска и фантастики. В ней проявляется также стремление Гальперна к просодическому разнообразию, к отказу от традиционных силлабо-тонических размеров. Из стремления соединить гротесковость с прозаическим началом вырастает свойственное Гальперну тяготение к парадоксам. Разнообразием отличается также ряд монологов, в которых Гальперн иронизирует и над ограниченным жителем местечка, и над партийным активистом США. В отличие от распространенной в литературе на идиш идеализации местечкового прошлого, Гальперн относится к нему амбивалентно.

Гальперн писал также новаторскую прозу, до сих пор не собранную в отдельные книги, занимался и живописью (главным образом портретной). Стихи Гальперна последних лет жизни вошли в посмертный двухтомник его стихов (1934). Творчество и личность Гальперна оказали большое влияние на современных ему поэтов.

 ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА > На языке идиш
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Гальперн Исраэль Гамарник Ян следующая статья по алфавиту