главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
вдова. Электронная еврейская энциклопедия

вдова

КЕЭ, том 1, кол. 618–619
Опубликовано: 1976

ВДОВА́, женщина, у которой умер муж. Термин алмана (אַלְמָנָה), обычно переводимый с иврита как вдова, в Библии означал не просто женщину, муж которой умер, а женщину, которая со смертью мужа лишилась средств к существованию и поэтому нуждается в особой правовой защите. Таким образом, к категории вдов не относили женщин, имевших материальную поддержку от нового супруга в обычном или в левиратном браке, от взрослого сына или от свекра. На женщину в статусе алмана налагались два брачных запрета: она не могла стать женою первосвященника (Лев. 21:14), кохен мог стать ее мужем лишь в том случае, если ее умерший муж также был кохеном (Иех. 44:22; в позднейшей традиции этот запрет был истолкован как относящийся лишь к первосвященнику). В то же время тяжелое положение вдовы привело как к общему запрету притеснения ее (Исх. 22:22), так и к формулированию ряда положений правового характера, призванных облегчить ее материальные тяготы (Втор. 14:29; 16:11,14; 24:17,19–21).

В талмудическом праве вдова — это женщина, которая состояла в законном браке и муж которой умер; если возникает какое-либо сомнение в ее вдовстве, она должна доказать, что ее брак носил законный характер. Согласно еврейскому религиозному закону, вдова не наследует имущество мужа, но зато наследники обязаны содержать ее за счет унаследованного ими имущества до уплаты оговоренной в брачном контракте суммы, причем уплата может быть осуществлена лишь по требованию вдовы или в случае ее вторичного замужества, но ни в коем случае не по желанию наследников.

Поскольку права вдовы подтверждены ктуббой, а не основываются на факте смерти мужа, они не могут быть произвольно ограничены последним, и является недействительным любое его завещательное распоряжение, имеющее целью лишить вдову прав, зафиксированных в брачном контракте, или права на содержание за счет имущества мужа (Кт. 68б; Ш. Ар., ЭхЭ. 69:2, 93:3). Вдова вправе получать такое же содержание, которое она имела при жизни супруга, включая одежду, жилье, расходы на лечение, пользование домашними вещами и т. п. Это право на содержание вдова теряет, если она снова вступает в брак, так как ктубба, источник ее прав, предусматривает такое содержание только на время вдовства.

В Государстве Израиль правовое положение вдовы регулируется в целом Галахой, как в религиозных, так и в светских гражданских судах (в последних за исключением случаев, подпадающих под действие международного права). Однако в вопросе о правах вдовы на наследство закон о наследовании (1965) установил применение Галахи только религиозными судами и то лишь с письменного согласия всех заинтересованных сторон. При отсутствии такого согласия дело должно рассматриваться в гражданском суде и только на основании закона о наследовании. По этому закону, вдова, выступая как один из сонаследников, имеет право на часть имущества своего супруга; кроме того, она имеет право на получение содержания из имущества покойного сверх своей доли наследства, если она в этом нуждается; размер содержания устанавливается судом, который обязан принять во внимание, наряду с прочими обстоятельствами, долю вдовы в наследстве и обязательства ее покойного супруга, оговоренные в ктуббе.

 ИУДАИЗМ > Семья. Жизненный цикл
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Ватикан Вейль Курт следующая статья по алфавиту